Конспект урока по литературе на тему: Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». (6 класс ФГОС)


6 КЛАСС
Тема: Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: работа по содержанию рассказа “Чудесный доктор”; привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием гуманность; привлечь внимание к поступкам исторических личностей.
Задачи урока: а) образовательная – непосредственное общение с художественным произведением, сформировать целостное впечатление от него, затрагивающее личные переживания; научить работать с текстом;
б) развивающая – развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать, развивать художественную зоркость;
в) воспитательная – воспитывать культуру этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: уважение ценностей семьи.
Метапредметные –
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Коммуникативные: проявляют внимание к личности другого.
Предметные: образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Блиц-опрос.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ А.И. Куприна?
- Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)
- Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?
- Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?
- В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали... На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)- Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте.
- Известен ли кому-нибудь из вас «запах нищеты»? (Читали об этом у В. Короленко «Дети подземелья».)
- Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему? Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу?
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Слово учителя.
С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А.И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире.
Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А.И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
2. Словарная работа.
Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание - чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Бескорыстие - нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.
Благодетель - лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу.
- Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, сея человек.)
- Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?
2. Вопросы для беседы:
- Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?
- Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»? (Потому что Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии).
Вывод. Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажите об этом.
3. Особенности рождественского рассказа. Мозговой штурм.
Рождественский, или святочный, рассказ - это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой - ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
Вывод. Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3. 5)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Чтение по ролям фрагмента «Встреча с незнакомцем».
- Какие перемены к лучшему стали происходить с Мерцаловыми после слов: «Может быть вместе придумаем что-нибудь для вас?»?
- Каким человеком оказался незнакомец? (Милосердным, решительным, щедрым, добрым, бескорыстным.)
Вывод. Что значит быть бескорыстным?
IV. Итог урока. 1) Беседа:
- «Какова тематика рассказа "Чудесный доктор"?». (В рассказе рассматриваются такие темы: бедные и богатые, добро и зло, мир детства, отцы и дети, милосердие и человеческое равнодушие.)
- «Какова проблематика рассказа?». (В рассказе подняты такие проблемы: бедность, безработица, дефицит милосердия.)
- Какой нравственный урок дает нам А. И. Куприн как автор? (Урок доброты, милосердия, красоты человеческой души.)
Вывод. Какой обобщающий смысл вкладывает автор в слова «чудесный доктор»?
2) Рефлексия.
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились? Что нового узнали?
V. Д/з. 1) С. 17 – 19 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.
2) С. 19 – 39 читать.