Служения людям в рассказе Чудесный доктор А.И.Куприна


Тема урока: А.И. Куприн  «Чудесный доктор».
 Тема служения людям в рассказе « Чудесный доктор»
 Тип урока:  «открытие» новых знаний
Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
 Образовательная цель:  изучение рассказа  А.И. Куприна «Чудесный доктор», формирование понятия о рождественском рассказе.
Планируемые результаты:  
  Личностные УУД:   формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
 формирование  нравственных чувств и нравственного поведения,
формирование осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению,
 формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности,
осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.    
Метапредметные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации, владение устной и письменной речью, смысловое чтение, владение основами самоконтроля, самооценки.
Предметные УУД:    умение анализировать литературное произведение,
понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,
 определение  элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,
формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,
умение пересказывать произведение,
отвечать на вопросы по тексту,
выполнение творческих работ.
№ Этап урока Время Цели Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы
Личностные Метапредметные (универсальные) Предметные 1 Организационный момент 1 формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию владение основами самоконтроля Психологический настрой учащихся на урок
- Посмотрите на своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и мысленно пожелайте ему успехов на уроке, улыбнитесь ему. Самоорганизация на учебную деятельность 2 Проверка выполнения домашнего задания 5-6 мин формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации, владение устной речью, владение основами самоконтроля, самооценки. изучение произведений русских писателей 20 века -   информация о писателе Произведения писателей русской литературы  учат нас добру, милосердию и состраданию. Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям.
 Именно таки человекам был писатель  20 века А.И. Куприн.  На дом было задано составит план статьи учебника о писателе, подготовить дополнительный материал Сообщения  о писателе.
. Презентация:
 1слайд-  портрет писателя, годы жизни
3 Постановка учебной задачи, актуализация знаний. Эмоциональный настрой. 4
 1 формирование осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение выявление заложенных в литературном произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания -
поиск и выделение необходимой информации « Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Эти слова принадлежат ещё одному писателю 20 века – Александру Грину, с творчеством которого мы будем знакомиться позже .-Как вы понимаете данное высказывание?
- Какие слова или слово обратили в данном высказывании на себя внимание?
 В тетрадь запишите, что такое чудо по- вашему мнению. 
- Случайно сегодня на уроке затронута тема чуда?
-Как связать творчество А.И. Куприна с чудом?
Чудесный доктор – как вы понимаете это словосочетание?
Итак, что сегодня на уроке будем изучать?
В жизни человека всегда есть место чуду, особенно  в трудные периоды жизни человек  ждёт помощи, надеется на чудо.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Стали стройными березки,И дубочки подтянулись,Распрямили свои листья,Солнце нежно улыбнулись.Поклонились земле низкоЗа тепло, за день, за ласкуДружно все «Спасибо» скажем,Что мы есть и что мы рядом Определению слову чудо, обсуждение
Чудо – это нечто удивительное, уникальное, необъяснимое. То, чего не могло случиться ни в коем случае (по крайней мере, вероятность того, что это случится, была крайне мала), но, тем не менее, это произошло.Чудо нельзя объяснить с рациональной точки зрения, происходят чудеса редко и не со всеми, но, тем не менее, человек постоянно на него надеется.
определяют тему урока, цель. Презентация:
 2 слайд – слова А.Грина,
слово чудо, его определение,
 проблемные вопросы
4 Сообщение нового материала. 3 формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации умение анализировать литературное произведение,
понимать форму и идею литературного произведения, формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней После того, как прочитаем рассказ Куприна, мы должны ответить на важные вопросы:
- О каком чуде идёт речь в рассказе?
- В какие чудеса надо верить людям? Запись вопросов в тетрадь Изучение рассказа «Чудесный доктор» 5 Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. 14 формирование  нравственных чувств и нравственного поведения,
формирование осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению,
 формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации, смысловое чтение. умение анализировать литературное произведение,
понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,
 определение  элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,
формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,
отвечать на вопросы по тексту 1. Помощь при составлении кластера по ключевым словам:
изобилие еды, праздничное ликование – мороз, голодные мальчика, невыполненное поручение
Особенность композиции: «рассказ в рассказе».
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
- С какой целью использует А.И. Куприн именно такую композицию?
-В какое время года происходит действие рассказа?
 -Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? - Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
2.  Выпишите ключевые слова из данного отрывка рассказа
(запах нищеты, недетские страдания, измождённое, почерневшее от горя лицо, душная промозглая комната, неистовый крик младенца, стоны, отчаяние)
- Отчаяние – дайте определение этому слову? 1. Работа в группах:
1гр: сколько рассказчиков в этом произведение? Докажите примером из текста. В чём необычность построения текста?(два рассказчика, «рассказ в рассказе»)
2 гр:  Какие чувства вызывает у мальчиков витрина гастрономического магазина и картина праздничного города? (изобилие, ощущение наступающего праздника)
3гр: Какое противоречие является основой этого фрагмента рассказа? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других)Составление кластера
2.Комментированное чтение
со слов «Уже более года жили Мерцаловы…» до слов «…прочли друг у друга в глазах»
Работа в группах:
1гр: Как можно озаглавить данный эпизод?
 ( поясните свой выбор)
2гр:  Какие чувства вызывает описание жилища Мерцаловых (найдите ключевые слова)
3гр:  Почему поручение, данное матерью, окончилось для мальчиков плачевно? Учебник (2 часть) стр.5-6
 Презентация:
вопросы для групп, кластер
Учебник (2 часть) стр.6-8
6 Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. 3 формирование  нравственных чувств и нравственного поведения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,
умение - Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых? АНТИТЕЗА 7 Закрепление. Обобщение и систематизация знаний. 5 формирование осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению,
 формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации умение анализировать литературное произведение,
понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев, Итак, семья Мерцаловых оказалась в трагической и безвыходной ситуации.
Можно ли помочь этим людям, каким вам представляется выход из этой ситуации?
Запишите ответ в тетрадь Запись в тетрадь, чтение ответов , обсуждение 8 Контроль и самопроверка знаний 3 формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию владение основами самоконтроля, самооценки формирование собственного отношения к произведению Оценить работу в группах, оцените свою работу на уроке, заполнение таблицы ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Я оцениваю себя-
Я оцениваю работу группы –
Что оказалось неожиданным при чтении рассказа:
1 эпизод-
2 эпизод- Оценочный лист
9 Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. 5 формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
 формирование  нравственных чувств и нравственного поведения владение устной и речью, смысловое чтение умение пересказывать произведение,
отвечать на вопросы по тексту, умение характеризовать героев 1. Дочитать рассказ до конца
2. Подготовить устный рассказ о докторе (План составление устного рассказа о герое:1. Возраст и социальное положение.
2. Портретная характеристика3. Мир вещей, характеризующий доктора.
4. Поступок доктора
5. оценка доктора персонажами
6. Авторская оценка)3.Индивидуальное задание: приготовить краткое сообщение о Н.И. Пирогове. Запись домашнего задания, план получает каждый ученик, знакомство с планом, выявление непонятных моментов)