Конспект урока по литературе на тему Г.Распутин. Страницы биографии. Рассказ «Уроки французского»


Г.Распутин. Страницы биографии.
Рассказ «Уроки французского»
Цель:
- раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина,
- формировать умение анализировать художественное произведение,
- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся,
- продолжить работу по развитию речи школьников,
- воспитывать у учащихся внимание к слову,
- способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
На доске: эпиграф урока, портреты писателя, иллюстрации к произведениям
Оформление доски:
Эпиграф
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня»
(В.Г.Распутин)
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока, определение его целей
Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.
Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня».
(В.Распутин.)
Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его.
- Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над вопросами:
- Как вы понимаете слово «добро»?
- Есть ли у добра границы?
- Почему надо помогать людям?
-730252519310Словарь 
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Изучение нового материала
1. Краткие сведения о жизни писателя, его творчество
- Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина.
Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство прошло в селе, где он ходил в начальную школу.
Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ «Уроки французского».
Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского.
С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявилась в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985).
В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь». В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению.
Умер 14 марта 2015 года в Москве, похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске.
Повести, которые принесли известность автору:
Деньги для Марии (1967)
Последний срок (1970)
Живи и помни (1974)
Прощание с Матёрой (1976)
Пожар (1985)
Дочь Ивана, мать Ивана (2003)
2. Рассказ учителя о времени и месте действия
А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.
3. Теория литературы
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
- Что такое автобиография? 
-732683070620Словарь.
Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
- Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? 
Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.
4. Работа с учебником.
Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты».
-444503403600Словарь.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты».
- Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
- О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?
а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
в) добро возвращается добром.
- Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.
Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского».
- Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина? (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям)-6299331165700Словарь.
Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ. 
- Кому посвящает Распутин свой рассказ?
- Кто является прототипом учительницы французского?
Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. 
Итог урока.
- Урок подошел к концу.
- Что нового и полезного вы узнали?
Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.
Домашнее задание: прочитать рассказ, найти описание героев, придумать вопросы к викторине и ответить на них
Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик):
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Спасибо за урок!