Урок-путешествие по математике Сложение положительных и отрицательных чисел.

Тема урока. «Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел».
Цель урока. Повторить правила сложения и вычитания
отрицательных чисел и чисел с разными знаками; выработать прочные навыки действий сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, закрепить материал с максимальным развитием учащихся.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Объявление цели и темы. Задание задания на дом ( 1140(а),1113(е),1112(в,г))


Учитель. Ребята ,сегодня утром мне позвонили по телефону. Поступило очень интересное приглашение. Нас с вами приглашают в гости на планету «Положительных и отрицательных чисел».Там сегодня проходит конкурс на лучшего математика- счетовода. Магистр положительных и отрицательных наук этой планеты выслал за нами свой космический корабль. (рисунок корабля на экране)
Он предлагает вам отправиться в космическое путешествие на эту планету. Прежде чем мы совершим удивительное и увлекательное путешествие, нам необходимо перед полетом проверить готовность нашего экипажа. Итак, проведем экзамен на готовность к полету



III.а)Устный счет:
1.Какие числа называются натуральными?
2.Какие числа называются целыми ? 3.Какие числа называются положительными(отрицательными)?
4.Какие числа называются противоположными?
5.Что называется модулем числа?
6.Чему равен модуль положительного, отрицательного чисел и нуля?
7.Как сравниваются числа с помощью координатной прямой?
8.Продолжить предложение: 1) « Из двух положительных чисел больше то, у которого модуль » 2) «Если одно из отрицательных чисел ближе к нулю, то оно ». 3) «То из двух отрицательных чисел меньше, у которого модуль ».
9.Как сложить два отрицательных числа?
10.Как складываются числа с разными знаками? 11.Как из одного числа вычесть другое?

12.

13.Найти сумму чисел.
-499+(498)+(-497)++497+498+499+500+501

2 ученика с карточками на местах.
Карточка №1.
1.Выполнить действия.
а) -23+(-59)
б) 19,17+(-12,73)
в)-15-(-17)
2.Между какими соседними целыми числами расположено число -5,22 ?


Карточка №2.
1.Выполнить действия.
а) -37+(-78)
б)4,81+(-7,058)
в)15-(-17)
2.Какие целые числа заключены между числами -7,8 и -3,7?

1ученик выполняет задание по карточке у доски.

Поставьте знак « > » или « < » ,чтобы получилось верное неравенство.
а)3,7 1,879111 б)0,0001 -400
в)-101,2-100,9
г)3040

д)-5 - 11
7 14

Учитель: Я думаю, что со всеми заданиями вы справились хорошо. К полету готовы все экипажи. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету “Отрицательных и положительных чисел” (Звучит космическая музыка).
IV Закрепление знаний.
Учитель: Внимание, наш компьютер сообщает, что поступил сигнал SOS: “ С планеты “Отрицательных и положительных чисел” пиратами похищен Магистр положительных и отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите”. Решено. Корабль меняет курс к планете « Пиратов». Экипажу быть в полной боевой готовности.
Учитель: Внимание. Справа по курсу Планета “Ветряных мельниц”.
( На экране фотография мельниц).


Пираты побывали и здесь, они испортили механизм мельниц. Необходимо оказать помощь местным жителям. Жители планеты просят, чтобы мы выполнили все действия и решили примеры, этим мы исправим механизм мельниц. (Задание на экране).
Задание. Сравните а и в.
- 2,18 + 1,84 + (-0,37)
а


в
1,85 + (-3,02) +(-0,75)

Учитель. Молодцы! Все справились и с этим заданием.
(На экране фото звездного неба).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Продолжаем наш полет. Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе, мы с вами пролетаем через скопление звезд, которые образуют созвездия. Определите, какие созвездия встречаются на нашем пути. Для этого выполните задание.
Решить уравнение.
-5/6+3/5
7/9+(-9/10)
8 3/5+(-6 11/15)
5/14-(-2/7)
-2 1/2 -0,5

Результаты решения:

1)Павлин - -7/12,
2)Муха - -11/90,
3)Кассиопея - 1 13/15,
4) Журавль - 9/14,
5)Волк - -3
Давайте посмотрим на экран ,мы увидим названия планет ,которые мы пролетели.
Правильные созвездия: Павлин, Муха, Волк, Журавль-это созвездия южного полушария. (Рисунки планет).Кассиопея-созвездие северного полушария. Эта планета не встречалась на нашем пути.


ВОЛК- -3

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 МУХА - - 11/90



· ЖУРАВЛЬ - 9/14

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 ПАВЛИН - - 7/12



Учитель: Внимание экипажу: впереди по курсу Планета “Горы Мозгодрома”. Совершаем посадку для разведки. Задача экипажу: Необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть, где находится планета пиратов “Пиратские острова”.Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть трудности. Но нам необходимо немного размяться. Итак - физкультминутка.
(Физкультминутка с правилами сложения и вычитания).
1упражнение. С минусом хотим сложить оба мы числа.
Это значит, модули складывать пора.
В старину сказали б так:
« Долг имеешь -минус знак.»
2упражнение. Числа мы хотим сложить, там где знаки разные.
Главное не позабыть правило прекрасное:
Из большого модуля нужно маленький отнять,
Знак числа, где модуль больше рядом написать.
3упражнение. Вычесть из числа число-дело то возможное.
К первому прибавь второму противоположное.
Учитель . А теперь поднимаемся на гору.


213 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответ. Х= -3,2; у = -2,3; Z= -8,7;t =7,8. z, x, y, t .

Учитель: Внимание, наш полет продолжается, мы подлетаем к Планете “Пиратские острова”. Угадайте, кого уважают пираты. Храбрых? Нет. Сильных? Нет. Ловких? Нет. Неверно. Больше всего пираты любят математику и математиков. Об этом даже в пиратской песне поется:
“Математика-наука мировая, И главней науки в целом мире нет Можно все считать от кошки до трамвая От орехов, между прочим, до конфет”
Без математиков пираты не смогли бы сосчитать сокровища. А сокровища, как известно, любят все. Для переговоров с пиратами высылаем парламентера. Пираты согласны отпустить магистра отрицательных чисел с одним условием, что мы выполним их задания:
Задание.

1) Вам предлагается разложить числа в порядке возрастания, чтобы узнать имя атамана пиратов.
Ф
Е
М
Н
Л
Ь
С
А
Т

0
0, 5
-13
-0, 5
2
5
-0, 25
-5
12


ОТВЕТ.
-13
-5
-0, 5
-0, 25
0
0, 5
2
5
12

М
А
Н
С
Ф
Е
Л
Ь
Т

2)Решить уравнение:
5,2+У=1 1/5
Учитель. Молодцы, ребята, вы все сделали правильно, пираты согласились отпустить магистра отрицательных наук , благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости, вашей крепкой дружбе. И в благодарность магистр объявляет ,что победителями конкурса на лучших математиков-счетоводов является ваш класс. И теперь мы возвращаемся домой. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету “Земля”. Полет прошел нормально. Посадка прошла успешно.
Вот мы с вами, ребята, и дома ,в родной школе. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. А чтобы узнать, как вами усвоены правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел ,мы сейчас напишем самостоятельную работу.



Самостоятельная работа.
Задание «Сообразим как помочь маме».
Мама не может попасть в квартиру, так как забыла «код» или «шифр» секретного замка ,который стоит в вашей двери (он состоит из четырех цифр).
Вы поможете маме(назовете « код»),если быстро и правильно решите 4 задания. В «окошко» ставите найденное число, а рядом номер ,под которым оно дано в кодированных ответах. Это и будет «код» замка.


(1) - 41,5 (2) - 36,3 (3) - 43,9 (4) 3,4
(5) -9,3 (6) 29,9 (7) 38 (8) 34,8
Вариант № 1. Вариант № 2.
1)27,3-(-2,6)=а ___ цифра( ) 1) -5,6 - 3,7 = а ___ цифра ( )
2)-3,3-а+(3,4)=в ___ цифра ( ) 2) 31,2 –а +(-2,5) =в___ цифра ( )
3)-13-в)-(-11,2)=с___ цифра ( ) 3) -12 – (-6,1) –в =с ___ цифра ( )
4) (а + в) –с= ___ цифра ( ) 4) ( в + с) – а = ___ цифра ( )
Ответ: «код» ( ) ( ) ( ) ( ) Ответ: «код» ( ) ( ) ( ) ( )

Конец урока.(На экране фотография учащихся класса.)













устный счёт