Урок-путешествие в страну положительных и отрицательных чисел (6 класс)


Конспект урока по математике для 6 класса.
«Урок - путешествие в страну
положительных и отрицательных чисел».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о положительных и отрицательных числах.
Задачи урока:
Закрепление правил по данной теме. Формирование умений и навыков работы с операциями сложения, вычитания, умножения, деления чисел с разными знаками;
Развитие познавательного интереса.
Воспитание активности, настойчивости в достижении цели.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня совершим путешествие в страну положительных и отрицательных чисел. Но на нашем пути будут встречаться различные препятствия, которые мы по возможности должны преодолевать. Итак, начинаем наш урок.
Вначале отгадаем загадку.
О каких числах идёт речь?
Одни из них – долг, другие – имущество. (Положительные и отрицательные числа).
Например, у кого-то в кармане 8 рублей, но он должен отдать из них 5 рублей, то располагать он может только 3 рублями. Поэтому считают, что 8 + (-5) = 3. Если же у него в кармане только 5 рублей, а должен он 8 рублей, то после того, как отдана вся наличная сумма, останется ещё 3 рубля долга. Это выражают равенством 5 + (-8) = -3.
Примерно так толковали отрицательные числа индийские математики в III веке. Ещё раньше с отрицательными числами столкнулись китайские учёные. Это было примерно во II веке до нашей эры.
Если вы решите правильно примеры, то узнаете, какой учёный впервые сформулировал правила действий над положительными и отрицательными числами.
1 вариант
37 +(-56)= -19 Б
-43+70 = 27 Р
36252158382012+ (-67) = - 55 А
-3,08 + 1,69 = -1,39 Х
-5,4 + (-3,5) = -8,9 М
2 вариант
-10 + (-45) = -55 А
5,9 - 9,8 = -3,9 Г
-90 + 75= - 15 У
180- 90= 90 П
90-180 = -90 Т
1. -19 Б 2. 27 Р 3. - 55 А 4. -1,39 Х 5. -8,9 М 6. -55 А 7. -3,9 Г
8. - 15 У 9. 90 П 10. -90 Т
Индийский математик Брахмагупта в VII в. сформулировал правила действий над положительными и отрицательными числами.
У ворот в страну положительных и отрицательных чисел стоят два суровых стражника – ПЛЮС и МИНУС. Они пропускают в страну тех, кто поиграет с ними в игру «Знаки и ответы».
1 задание стражников.
Вместо звёздочек поставьте поочередно знаки действий, назовите результат и правила вычислений.
   150 (- 5)                         [+; -; ; :]
А теперь стражники заменили число 150 на -150 в условии задания и просят проделать ту же работу.
2 задание стражников.
  -150 (- 5)                       [+; -; ; :]
« Спасибо», - говорят нам стражники и пропускают в страну.
Чтобы попасть в замок, нужно выбрать дорогу. И как в любой сказке – развилка дорог. На развилке указатель с надписями:
- Пойдешь по первой дороге – найдешь её очень длинной, с множеством препятствий. Но эти препятствия легко преодолимы.
– Вторая дорога короче, но препятствия на ней труднее.
- Третья дорога совсем коротенькая, на ней два труднопроходимых места.
Выберите себе дорогу, по которой вы пойдёте.
Выдаются учащимся карточки с заданиями трёх уровней.
дорога
1.Вычисли:                               
а)  - 21 -13;
б)  - 65 + 42;
в) -18 * (-20);
г)  -54: 3.
2.   Раскрой скобки и найди значение выражения:
а)   -4,3 + (1,8 – 8,7)
б)   - 1,8 – (- 1,7 + 2,9)
3.   Реши уравнение:      Х – 2,8 = - 16,4;
2 дорога
1.   Выполни действия:       (-5,5 – 2,1: 0,3) * (-5) – 11
2.    Раскрой скобки и приведи подобные слагаемые:
7(2 – 3а) – (9а + 5)
 
3 дорога
Упрости выражение и найди его значение при у = - 4:
4,2(- 5у – 7) - 3,5(0,6 – 1,8у)
2.    Реши уравнение:       | Х + 39 | =27.
Итак, мы с вами справились со всеми заданиями, горожане с удовольствием принимают нас в своём городе. Понравилось путешествовать? Как вы думаете, какие знания помогали нам в путешествии?
Горожане  хотят наградить всех участников сегодняшнего путешествия.
Ребята получают соответствующие оценки. Затем каждый получает карточку с домашним заданием.
Молодцы!   Спасибо за урок!!!!