Методическая разработка по русскому языку и литературе Употребление имен числительных в речи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Раздел: Морфология и орфография
Тема: Употребление числительных в речи
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1
(базовой подготовки)

















Купино, 2017
Рассмотрено на заседании предметной цикловой
методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,
общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и естественнонаучному циклу
Протокол № _____ от «_____» _________20____г.
Председатель ПЦМК: _____________











Автор – составитель: преподаватель высшей категории Папшева М.А.
























Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: Употребление числительных в речи составлена для проведения занятия по учебной дисциплине Русский язык и литература для студентов учебных заведений среднего профессионального образования.
В данной разработке представлен развёрнутый план – конспект занятия обобщений знаний с углублением изученного ранее материала по парацентрической технологии.
Основными методами изложения учебного материала являются рассказ с элементами беседы, методов проблемных ситуаций с использованием мультимедийного проектора и демонстрацией презентации в виде слайдов.
При повторении и закреплении учебного материала используется выразительное чтение стихотворений, прием «синквейн».
Все вышеуказанные методы позволяют заинтересовать, активизировать студентов, изложить материал в эмоциональной форме.
Разработка содержит материал, который можно использовать при внеклассной работе по учебной дисциплине.



























Содержание

Введение 4
Технологическая карта занятия 6
План-конспект занятия по теме Употребление числительных в речи 9













































Технологическая карта занятия
Предмет
Русский язык и литература

Курс
I

Тип занятия
обобщения знаний


Технология построения занятия
Парацентрическая


Тема
Употребление имен числительных

Цель
создание условий для закрепления обучающимися знаний о числительных, их классификации по разрядам, склонении и правописании;
для формирования УУД обучающихся


Основные термины, понятия
числительное; количественные, порядковые и дробные числительные; простые, сложные, составные числительные.



Планируемый результат

Предметные умения
- иметь представление о понятиях «имя числительное», «количественные, порядковые и дробные числительные»,;
- уметь определять разряд имён числительных;
- уметь определять группу имени числительного по составу;
- уметь правильно склонять числительные по падежам;
- уметь грамотно писать имена числительные;
- уметь правильно употреблять имена числительные в речи.





Личностные:
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Метапредметные:


- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка и литературы;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности


Организация дидактического пространства

Формы работы
Ресурсы

Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная






Книгопечатная продукция:
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011.
Карточки
Таблицы
Тесты

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
Презентация «Имя числительное»

Технические средства обучения:
Компьютер


Дидактические задачи этапов занятия

Этапы урока
Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)
Подготовка студентов к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач.

Углубление опорных знаний и умений
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.














































План-конспект занятия
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Битва за Москву.
Поздней осенью года враг подошёл к Москве. Москву защищала вся страна. Много геройских подвигов совершили защитники Москвы. героев-панфиловцев занимали позицию на Волоколамском шоссе. Утром ноября налетели фашистские самолёты, потом пошли танки. часа длился бой. горящих фашистских танков осталось на поле боя. Фашисты не смогли прорваться. Вечером они начали танковую атаку. Шли танков. Но враг не прошёл. декабря года наши войска перешли в наступление.
– Можно ли назвать эту запись текстом? (Нет).
– Почему? (Пропущены слова. Слова и предложения не связаны по смыслу и грамматически.)
– Вставим пропущенные слова. (Слова для справок1941, двадцать восемь, шестнадцатого, четыре, четырнадцать, вторую, тридцать, пятого).
– Получился теперь текст?
– Докажите. (Слова и предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой “Битва за Москву”, основная мысль текста – “много геройских подвигов совершили защитники Москвы”.)
– Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст? (Благодаря имени числительному.)
– Какой вывод можем сделать? (Имя числительное, самостоятельная часть речи, которая имеет большое значение, обозначает количество, порядок предметов при их счёте.)
– Мы провели лингвистический эксперимент. Что значит “лингвистический”? Обратитесь к словарю С.И. Ожегова. (“Лингвистический” – относящийся к лингвистике, науке о языке.)
– Где проводятся эксперименты? (В лаборатории.)
– Итак, сегодня мы с вами находимся не в аудитории, а в лаборатории. Обратимся снова к словарю С. И. Ожегова и выясним лексическое значение слова “лаборатория”. (Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.)
III. Постановка учебной проблемы
- Запишите тему занятия.
(Открываем запись темы на доске). ВЫ уже изучили тему “Имя числительное” в школе, опираясь на полученные знания, попробуйте сформулировать цели нашего занятия. (Мы должны повторить изученное об имени числительном, углубить знания по данной теме...).
– Действительно, сегодня мы обобщим знания об имени числительном, а также попробуем открыть другие секреты этой части речи.
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности
-Давайте познакомимся с алгоритмом работы
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
Изучи информационный лист студента.
Выбери нужное количество средств обучения (СО), с которыми ты будешь общаться, и составь свой маршрутный лист.
Займи место в аудитории, где находится первое выбранное тобой СО.
Познакомься с методической инструкцией для данного СО.
Начинай работу, делая соответствующие записи в тетради.
После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
Если ты решил после работы с каждым СО выходить на контроль, то подходи на собеседование к преподавателю.
Если ты решил, что на контроль выйдешь после выполнения нескольких СО или всех СО, то продолжай работу далее, а на контроль выйдешь по окончанию работы над всеми СО.
После контроля в листке учёта результативности напротив каждого выполненного СО ставь «+» и начинай работу с новым СО.
Если место, где находится выбранное тобой СО, занято, то скорректируй свой маршрут и перейди к следующему СО, а потом, когда оно освободится, вернешься обратно.
-Давайте познакомимся с информационным листом
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ


Название средств обучения
Шифр средств обучения
Форма работы

1
Имя числительное. Разряды имён числительных.
СО1
+

2
Дидактическая карточка № 1
СО2
+

3
Дидактическая карточка № 2
СО3
-

4
Синтаксическая роль имен числительных
СО4
-

5
Правописание количественных числительных
СО5
-

6
Склонение количественных числительных
СО6
+

7
Склонение дробных и собирательных числительных
СО7
+

8
Употребление и склонение порядковых числительных
СО8
+

9
Дидактическая карточка № 3
СО9
-

10
Тестирование
СО10
-


+ - обязательные задания
-- - задания по выбору



Всего надо выполнить 9 заданий: 5 из них обязательные (+) и 4 задания по выбору (-)
1
2
3
4
5
6
7
8
9












-Давайте познакомимся с методическими инструкциями
СО 1 Тема: «Имя. Числительное. Разряды имён числительных»
Методические инструкции
С этим СО могут работать одновременно трое студентов
Ознакомься с таблицей № 1
Составь и запиши определение понятия «Имя числительное».
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО2 Дидактическая карточка № 1
Методические инструкции
С этим СО могут работать одновременно трое студентов
Прочитай текст дидактической карточки №1.
Выпишите сначала сочетания слов с числительными, обозначающими целые единицы, потом – с дробными, затем – собирательными и, наконец, порядковыми.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО3 Дидактическая карточка № 2
Методические инструкции
С этим СО могут работать одновременно трое студентов
Прочитай текст дидактической карточки №2.
Найди числительные и последовательно их выпиши
Определи разряд числительных по составу
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО 4 Тема: «Синтаксическая роль имён числительных»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО4:
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Прочитай теоретический материал и выполни задание в тетради
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО5 Тема: «Правописание количественных числительных»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО5:
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Прочитай теоретический материал и выполни задание в тетради
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО 6 Тема: «Склонение количественных числительных»
Методические инструкции
Работай в паре с любым однокурсником, следуя алгоритму. Алгоритм работы над СО6:
Работай в паре с соседом-напарником.
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Расскажи соседу-напарнику о склонении количественных числительных
Выполни задание в тетради и обсуди его с напарником
Не забудь убрать карточки в конверт.
Выйди на контроль к преподавателю.



СО7 Тема: «Склонение дробных и собирательных числительных»
Методические инструкции
Работай в паре с любым однокурсником, следуя алгоритму. Алгоритм работы над СО7:
Работай в паре с соседом-напарником.
Выбери конверт №1 или конверт №2.
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Расскажи соседу-напарнику о правописании числительных
Выполни задание в тетради и обсуди его с напарником
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО8 Тема: «Употребление и склонение порядковых числительных»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО 8:
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Прочитай теоретический материал и выполни задание в тетради
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.
СО 9 Дидактическая карточка № 3
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО9:
Познакомься с планом и образцом морфологического разбора имени числительного.
Из упражнения выпиши одно числительное и сделай его морфологический разбор письменно в тетради.
Выйди на контроль к преподавателю.


СО10 Тема: Тестирование
Методические инструкции
Работай в паре с любым однокурсником, следуя алгоритму. Алгоритм работы над СО10:
Работай в паре с соседом-напарником.
Достань из конверта тест.
Выполни работу.
Поменяйтесь работами с напарником.
5. Проверь работу напарника по образцу на столе контроля, если надо, исправь ошибки.

V. Подведение итогов. Рефлексия
































СО1 Работа с таблицей.

Таблица № 1
«Разряды имён числительных»
Имя числительное (самостоятельная часть речи)
различаются

по значению :
если отвечают на вопрос
по составу :
если пишутся

сколько?
который?
в одно слово
в несколько слов

и обозначают количество предметов
и обозначают порядковый номер предмета при счете
имеют один корень
имеют два корня


как их совокупность (вместе взятых)
выражаемое






целым числом
дробью





двое
два
две пятых
второй
пять, пятый
пятьдесят, пятидесятый
пятьсот пятьдесят пять


СОБИРАТЕЛЬНОЕ

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ

ДРОБНОЕ

ПОРЯДКОВОЕ

ПРОСТОЕ

СЛОЖНОЕ

СОСТАВНОЕ


Контроль:
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? или обозначает порядковый номер предмета при счете и отвечает на вопрос который? Если обозначает количество предметов как совокупность (вместе взятых), то это собирательное числительное (двое, трое). Если количество предметов выражается целым числом, то это количественное числительное (два, сто). Если количество предметов выражается дробью, то это дробное числительное (две пятых, одна десятая). Если обозначает порядковый номер предмета при счете и отвечает на вопрос который?, то это порядковое числительное (второй, тридцать третий).
Если числительное пишется в одно слово и имеет один корень, то это простое числительное (пять, миллион). Если числительное пишется в одно слово и имеет два корня, то это сложное числительное (пятьдесят, восемнадцать). Если числительное пишется в несколько слов, то это составное числительное (сто сорок пять, одна тысяча девятьсот пятый).

СО 2 Дидактическая карточка № 1
Один метр, две трети учащихся, шестеро приятелей, седьмой номер, полтора литра, одна вторая километра, обе девочки, пятеро друзей, полторы недели, оба мальчика, трёхсотый автомобиль, восемнадцатый год, три пятых населения, миллионный билет, семеро смелых, одна десятая листа, две сестры, две целых семь десятых метра, двое очков, два брата.
Контроль:
Один метр, две сестры, два брата.
Две трети учащихся, полтора литра, одна вторая километра, полторы недели, три пятых населения, одна десятая листа, две целых семь десятых метра.
Шестеро приятелей, обе девочки, пятеро друзей, оба мальчика, семеро смелых, двое очков.
Седьмой номер, трёхсотый автомобиль, восемнадцатый год, миллионный билет.



СО3 Дидактическая карточка № 2
Триста тридцать три жильца.
Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало
Триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало,
Восемьдесят два отца.
Уходили по делам
Девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрёстка
Девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли
И в детский сад.
Двадцать бабушек вставали,
Всем жильцам носки вязали.
Шли гулять в аллеях сквера
Три седых пенсионера.
Замечательный был дом –
Дружно люди жили в нём.
(Ю.Коринец)
Контроль:
Триста тридцать три – составное
Восемьдесят два – составное
Девяносто восемь – составное
Девяносто два – составное
Тридцать восемь – составное
Двадцать - сложное
Три – простое
СО 4 Карточка с теоретическим материалом и с заданием
Сочетания количественных, собирательных и дробных числительных с существительными разбираются как один член предложения. Количественные, собирательные и дробные числительные в сочетании с существительными в предложении чаще бывают:
подлежащим: Семеро одного не ждут.
сказуемым: Все за одного, один за всех.

дополнениями: У семи нянек дитя без глаза.
- - - - - - - - - - - -
Порядковые числительные являются определениями: Второй год они дружили.
Задание:
Спишите пословицы и поговорки в тетрадь. Найдите в них числительные и определите, какими членами предложения они являются.
Славный семнадцатый год разогнал всех господ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. Так было: один с сошкой, семеро с ложкой.
Контроль:
Славный семнадцатый год разогнал всех господ. Семь раз отмерь, один раз
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
отрежь. У него семь пятниц на неделе. Так было: один с сошкой, семеро с ложкой.
СО5 Тема: «Правописание количественных числительных»
Карточка с теоретическим материалом и с заданием
В числительных от 5 до 20 и 30 мягкий знак пишется в конце слова: пять, шесть, двенадцать, шестнадцать, двадцать, тридцать.
В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 мягкий знак пишется в середине слова: пятьдесят, семьдесят, пятьсот, девятьсот.
Задание:
Запишите числа словами, орфограмму подчеркните.
5,6,7,8,9,10,11,13,19, 20, 60, 80, 600, 700, 800.
Контроль:
Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, тринадцать, девятнадцать, двадцать, шестьдесят, восемьдесят, шестьсот, семьсот, восемьсот.
СО 6 Тема: «Склонение количественных числительных»
Карточка с теоретическим материалом и с заданием

В количественных числительных склоняется каждое слово!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Задание:
Просклоняйте самостоятельно: семьдесят тетрадей

Контроль:
Падежи


Склонение числительного.


И.п.
 Семьдесят тетрадей
 

Р.п.
 семИдесятИ тетрадей


Д.п.
 семИдесятИ тетрадям


В.п.
 семьдесят тетрадей


Т.п.
 семьЮдесятьЮ тетрадями


П.п.
 о семИдесятИ тетрадях



СО 7 Тема: «Склонение дробных и собирательных числительных»

Карточка с теоретическим материалом и с заданием
СКЛОНЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Падеж
Числительное

И.
семь тысяч четыреста семьдесят восемь

Р.
семи тысяч четырехсот семидесяти восьми

Д.
семи тысячам четыремстам семидесяти восьми

В.
семь тысяч четыреста семьдесят восемь

Т.
семью тысячами четырьмястами семьюдесятью восемью

П.
(о) семи тысячах четырехстах семидесяти восьми

В составных количественных числительных склоняется каждое слово (табл.). Слово тысяча в сочетании со словами одна имеет в Т.п. форму не тысячей, а тысячью; например: одной тысячью тремястами двадцатью двумя.
В устной речи склонение составных числительных часто упрощается:
а) склоняются только их начальные и конечные компоненты (словарь с двумя тысячами триста восемьдесят шестью иллюстрациями);
б) склоняется только их последний компонент (в двадцать трех кабинетах работали десятки сотрудников).
Такое употребление не соответствует литературным нормам.
СКЛОНЕНИЕ ДРОБНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Падеж
11/6
25/6

И.
одна целая и одна шестая
две целых и пять шестых

Р.
одной целой и одной шестой
двух целых и пяти шестых

Д.
одной целой и одной шестой
двум целым и пяти шестым

В.
одну целую и одну шестую
две целых и пять шестых

Т.
одной целой и одной шестой
двумя целыми и пятью шестыми

П.
(об) одной целой и одной шестой
(о) двух целых и пяти шестых

Если в числителе стоит цифра 1, то для его обозначения употребляется форма ж.р. одна; в знаменателе стоит порядковое числительное в И.п. ж.р.: 1/2  одна вторая, 1/7  одна седьмая.
Если в числителе стоит цифра 2, то для его обозначения употребляется форма ж.р. две: 2/5  две пятых, 2/7 две седьмых.
При склонении дробных числительных изменяются обе части (табл.).

Задание: Просклоняйте самостоятельно: три целых и шесть восьмых

Контроль:

6/8
три целых и шесть восьмых
трех целых и шести восьмых
трем целым и шести восьмым
три целых и шесть восьмых
тремя целыми и шестью восьмыми
(о) трех целых и шести восьмых
СО 8 Тема: «Употребление и склонение порядковых числительных»

Карточка с теоретическим материалом и с заданием
СКЛОНЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Падеж
Числительные (кроме третий)
Третий

Единственное число

И.
первый
второй
девятый
тридцатый
тысячный
третий

Р.
первого
второго
девятого
тридцатого
тысячного
третьего

Д.
первому
второму
девятому
тридцатому
тысячному
третьему

В.
как И.п. или Р.п.
третьего

Т.
первым
вторым
девятым
тридцатым
тысячным
третьим

П.
(о) первом
(о) втором
(о) девятом
(о) тридцатом
(о) тысячном
(о) третьем









И.
первые
вторые
девятые
тридцатые
тысячные
третьи

Р.
первых
вторых
девятых
тридцатых
тысячных
третьих

Д.
первым
вторым
девятым
тридцатым
тысячным
третьим

В.
как И.п. или Р.п.
третьих

Т.
первыми
вторыми
девятыми
тридцатыми
тысячными
третьими

П.
(о) первых
(о) вторых
(о) девятых
(о) тридцатых
(о) тысячных
(о) третьих












Порядковые числительные, кроме третий, склоняются так же, как прилагательные с твердой основой (типатрудный). Числительное третий склоняется по мягкому варианту (табл.).
Задание: Просклоняйте самостоятельно: четвертый

Контроль:

четвертый

четвертого

четвертому

как И.п. или Р.п.

четвертым

(о) четвертом



четвертые

четвертых

четвертым

как И.п. или Р.п.

четвертыми

(о) четвертых


СО 9 Дидактическая карточка №3
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
 1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых) и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): - разряды по составу, значению, у количественных. Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме - падежа,  - числа (если есть), - рода (если есть).
3. Синтаксическая роль числительного.
Образец разбора имёни числительного
  Тогда подогнали два3 катера, обвязали хвост кита верёвками.
1. Два (катера) - числительное, т.к. обозначает количество.
2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): два  Морфологические признаки. Постоянные (П.п.): - простое,  - количественное, - целое. Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме - В.падежа.
3. Подогнали (что? сколько?) два катера (прямое дополнение).
Через две недели поеду на море.
Контроль:
Через две недели поеду на море.
1. (Через) две (недели) - числительное, т.к. обозначает количество.
2. Начальная форма (Им.п. у кол-х; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): два
Морфологические признаки.
Постоянные (П.п.):
- простое,
- количественное,
- целое.
Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме
- В. падежа,
- ж. рода.
3. Поеду (когда?) через две недели (обстоятельство времени).
СО 10 Тестирование
Имя числительное

1. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:
А) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;
Б) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;
В) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное;
Г) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое;
Д) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное.
2. С какими словами употребляются собирательные числительные?
А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
В) баран, школа, яблоки, деревья;
Г) училище, лодка, гвоздь, кошка;
Д) учитель, арбуз, сумка, забор.
3. Какими частями речи являются слова: удвоить, второй, вдвое, двойка, дважды, двойной, двумя, по двое?
А) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие;
Б) числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие, глагол;
В) наречие, глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное;
Г) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, числительное, числительное, наречие;
Д) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, числительное.
4. Где пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600?
А) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот;
Б) одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
В) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
Г) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестсот;
Д) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот.
5. Как склоняется числительное 90?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
6. Как склоняется числительное 50?
А) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;
Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;
В) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти;
Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;
Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятях.
7. Как склоняются числительные 100 и 40?
А) сто, сорок; ста, сорока; сту, сорока; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока;
Б) сто, сорок; ста, сорока; стам, сорокам; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока;
В) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока; стами, сороками; ста, сорока;
Г) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока;
Д) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; стами, сороками; стах, сороках.
8. Как склоняется числительное 645?
А) числительное не склоняется;
Б) склоняется только последнее слово;
В) склоняются все части числительного;
Г) склоняется только первое слово;
Д) склоняются две последние части.
9. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже?
А) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
В) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.
10. Как склоняются простое порядковое числительное?
А) как дробное числительное;
Б) как собирательное числительное;
В) как имя существительное 3 склонения;
Г) как местоимение;
Д) как имя прилагательное.

Контроль:
1 А
2 Б
3 А
4 Д
5 Г
6 Б
7 Г
8 В
9 Г
10 Д













)ђ Заголовок 3)ђ Заголовок 415