Роль предметов химия и биология в формировании экологической компетентности учащихся


Манина Ольга Борисовна
Учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
Роль учебных предметов «биология» и «химия» в развитии экологической компетентности учащихся.
Общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся. Одной из них является экологическая компетентность.
Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни;
ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека;
гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды;
ответственность, долг;
самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем;
деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий. Работу по формированию экологической компетентности можно организовать в несколько этапов
1 этап – это этап формирования экологических знаний и умений. Он начинается задолго до выбора учащимися профиля обучения и осуществляется через изучение школьных курсов биологии, экологии, географии, На уроках учитель проводит динамические паузы, различные приёмы, позволяющие снять напряжение у учащихся, при работе с реактивами обязательно проводится инструктаж по технике безопасности. Всё это способствует здоровьесбережению. Формирование экологической компетентности в осуществляется через различные формы деятельности обучающихся например, Элективного курса «Тайны химических реакций», курса по выбору «Химия продуктов питания», факультатива «Вездесущая химия», индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
2 этап – этап создания собственных творческих продуктов, реализация экологических проектов. Он осуществляется через», индивидуальную работу с обучающимися.
Использование проектного метода играет важную роль в формировании экологической компетентности учащихся. Это позволяет снять противоречие между уровнем знаний обучающихся и их умением работать самостоятельно, обеспечивает комплексный подход с ориентацией на их самостоятельную исследовательскую работу, развитие творческих способностей, активизирует работу по использованию элементов информатизации и компьютеризации учебного процесса. Проектная деятельность носит социально-экологическую, практическую направленность. Она помогает старшеклассникам развивать умение самостоятельно приобретать необходимые знания, ориентироваться в сложных условиях современной знаниево-информационной стихии, выявлять и решать экологические проблемы.
Были выполнены проекты « Жесткость воды как критерий ее качества», «Окрашивание хлопчатобумажных тканей природными красителями в домашних условиях» и д.р. Работа в школьной лаборатории, библиотеке – все это позволяет собрать большой практический материал для осуществления проектов. Результатами исследований являются проекты и исследовательские работы, которые представляются на республиканские конкурсы и конференции. Все это способствует приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В процессе этой работы, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению и познанию конкретных экологических ситуаций, их анализу, приобретается опыт сотрудничества. Выполняя задания коллективно, в группе, паре, обучающиеся овладевают навыками активного общения, сотрудничества, учатся работать в команде, находить выход из конфликтных ситуаций. Это в дальнейшем поможет старшеклассникам успешно адаптироваться в реальных жизненных ситуациях.
3 этап Активное участие в экологических акциях, например «Наш чистый город», Этот этап является логическим продолжением 2 этапа. Ведь практические исследования родного города позволяют обучающимся больше узнать об его экологическом состоянии, учат выявлять причины экологических нарушений, искать пути их устранения и содействовать улучшению экологической обстановки. Это формирует активную жизненную позицию, воспитывает людей, неравнодушных к проблемам жизни своей малой родины.
4 этап – Выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности. В каждом выпуске классов бывают обучающиеся, которые выбирают свою будущую профессию, связанную с экологической деятельностью, ( 3 выпускников нашей школы приобрели профессию инженера – эколога ( закончив Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф.Катанова) и теперь сами занимаются решением экологических проблем.