Конспект лекции О формировании ИКТ-компетентности преподавалелей

«О формировании ИКТ-компетентности учителя начальной школе»

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса:
обучающихся; педагогических работников; родителей (законных представителей) обучающихся.
Формировать компьютерную грамотность детей начальной школы должен учитель начальных классов.
Возникает закономерный вопрос: если ИКТ компетентность учащихся должен формировать учитель начальных классов, то как (или кто) будет формироваться ИКТ компетентность самого педагога? Что входит в понятие ИКТ – компетентность педагога?

Компете
·нция (от лат.competere  соответствовать, подходить)  способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области

Под ИКТ-компетентностью подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности.
Это способность педагога решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности.
ИКТ- компетентность педагога - это:
один из основных показателей профессионализма.
ключевая компетентность для решения современных задач образования
новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя.
ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться. Компетентный учитель должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.

Базовые требования к учителю начальных классов
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:
- умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;
- умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;
- применять на практике современные образовательные технологии.
Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке.
ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

Три составляющие ИКТ-компетентности учителя

технологическая, или общепользовательская компетентность;
педагогическая компетентность;
профессиональная (предметная) компетентность.

1. означает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету:
умеет пользоваться набором программного обеспечения;
умеет работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.
2. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе.
Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования:
применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной;
планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ;
использование доступных ресурсов Интернета;
использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий;
использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий;
подготовка заданий и тестов в электронном виде.
привлечение учащихся к активному участию в образовательном процессе через современные средства коммуникации - электронную почту, форум, Skype и т.п.
3. Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИК-технологиями (ИКТ-компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.)
Поэтому первое знакомство учащихся с ИКТ лучше  осуществить на уроках технологии и продолжить формирование навыков в остальных предметных областях.
Образовательная область «Математика и информатика» в начальной школе отвечает за формирование наиболее общих ИКТ компетенций:
применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях;
представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации;
выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию;
построение цепочек (последовательностей), представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей);
анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений;
рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;
работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
В содержании других предметов начальной школы также отражены сведения, позволяющие формировать информационные умения младших школьников.
«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио_ и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Отвечая всем этим требованиям, учитель сможет решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся.
Учителя начальных классов должны владеть современными ИКТ-технологиями, активно использовать в своей работе:
интерактивные доски,
интерактивные обучающие комплексы
веб-камеры,
вебинары
нетбуки,
работать с ЭОР (электронные образовательные ресурсы)
создавать электронные дидактические материалы
осуществлять дистанционное обучение

Цель использования ИКТ:
повышение качества обучения

Задачи использования ИКТ на уроках в начальной школе:
повысить эффективность образовательного процесса;
осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению;
развивать наглядно-образное мышление;
повысить мотивацию к учению;
мониторинг достижений обучающихся.
педагогу построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
обеспечить оперативность и объективность контроля;
повысить интерес к изучаемому предмету;
способствовать развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.
Повышение уровня ИКТ-компетентности учителя начальных классов

курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные;
мастер-классы по презентации нового оборудования и программного;
работу творческих групп;
консультации по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе;
участие в сетевых профессиональных сообществах;
расширение сферы применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
участие в профессиональных конкурсах.

Таким образом, ИКТ-компетентность учителя начальных классов для всех участников образовательного процесса взаимообусловлена, и ее формирование должно проходить в единой информационно-образовательной среде.
Работая в инновационном режиме, учитель начальной школы отказывается от авторитарного стиля преподавания.
Он использует новые подходы, помогает обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководит процессом самопознания, направляет обучающихся.
Ребёнок становится равноправным участником образовательного процесса.



15