Конспект подгруппового логопедического занятия по теме Звуки [ж] и [ш]. Буквы Ж и Ш, их обозначающие. Сочетания жи, ши. Введение понятия «шипящие»


Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема «Звуки [ж] и [ш]. Буквы Ж и Ш, их обозначающие. Сочетания жи, ши. Введение понятия «шипящие»
Время проведения – 40 минут.
Задачи:
образовательные:
- закрепление ранее пройденных звуков и букв;
- формирование навыков звукового анализа;
- формирование у учащихся правильного чтения слогов, слов, словосочетаний с буквами Ж и Ш и текстов с этими словами;
- закрепление навыков написания букв Ж и Ш в слогах, словах и словосочетаниях;
- формирование навыка написания сочетаний ЖИ, ШИ;
- знакомство учащихся с понятием «шипящие».
воспитательные:
- воспитание у детей внимательного отношения к заданиям, которые дает логопед;
- воспитание у детей уважительного отношения друг к другу.
коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков звукового анализа;
- развитие мышления;
- развитие внимания.
Оборудование: таблица с пройденными буквами, предметные картинки (жираф, жук, шапка, шишка), рабочие тетради в линейку, карточки с заданиями, мяч.Структура занятия Ход занятия
Организационный момент
Основная часть

Физкультминутка
Заключительная часть Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с пройденными буквами:
А, а; У, у; О, о; ы; И, и;
К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.
Давайте повторим буквы, читайте хором (дети хором читают букву, на которую показывает учитель). Назовите гласные.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с жителями станы звуков и букв. А с какими, вы сейчас сами мне скажите. Для этого разгадайте загадку:
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
Догадались, что это?
(Желудь)
Правильно! А с какого звука начинается слово ЖЕЛУДЬ? ([ж]).
Отгадайте ещё одну загадку:
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке.
А это что? (Швейная машинка). А ШВЕЙНАЯ с какого звука начинается? ([ш]). Правильно, ребята, молодцы!
Итак, мы сегодня будем знакомиться со звуками [ж] и [ш], и буквами Ж и Ш.
Посмотрите на картинку, кто здесь изображен?

(жук).
А здесь?

(жираф).
А на этой картинке?

(шапка).
И на последней?

(шишка).
Сколько гласных в слове ЖУК? (одна). А в слове ЖИРАФ? (две). С какого звука начинаются эти слова? (со звука [ж]). Правильно. Где находится звук [ж] в этих словах? (звук [ж] находится в начале слова).
Итак, в слове ЖУК у нас после буквы Ж какая стоит гласная? (У). А в слове ЖИРАФ? (И). У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ, в них звук [ж] слышится одинаково? (нет: в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ – мягкий). Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ (дети повторяют хором за учителем). Так как у нас слышится звук [ж]? (одинаково). Запомните: звук [ж] всегда твердый!
Теперь посмотрите на эту картинку, что это? (шапка). А на этой? (шишка). С какого звука начинаются эти слова? (со звука [ш]). Где находится звук [ш] в этих словах? (звук [ш] находится в начале слова).
В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная? (А). А в слове ШИШКА? (И). 2 слога: ША и ШИ, в них звук [ш] одинаково слышится, или по-разному? (по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ – мягкий). Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [ш]? (одинаково). Запомните: звук [ш], как и звук [ж], всегда твердый!
Давайте сравним слова: МЫШКА – МИШКА: в слове МЫШКА звук [м] какой? (твердый). А в слове МИШКА? (мягкий). МЕХ – МОХ: в слове МЕХ? (мягкий). В слове МОХ? (твердый). ЖЕЛУДЬ – ЖАБА: в слове ЖЕЛУДЬ звук [ж] какой? (твердый). А в слове ЖАБА? (тоже твердый). ШОРТЫ – ШИПОВНИК: в слове ШОРТЫ звук [ш] какой? (твердый). А в слове ШИПОВНИК (тоже твердый).
Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука – твердый и мягкий. Есть такие буквы – Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.
А теперь открываем рабочие тетради и пишем в них буквы Ж и Ш, написанные на доске (Ж, ж; Ш, ш) (дети пишут буквы в тетради).
Прочитаем слова на доске:
ЖОРА, ЖАЛО, ЖАРА, ЛУЖА, ЛУЖОК;
ЖАРКО – ЖАЛКО, ЖАЛКО – ЖАЛО (дети хором читают слова, написанные на доске).
Прочитаем стихотворение:
На болоте
На болоте у лягуШекНет ни улиц, ни избуШек,
ЛиШь куда ни погляди –
Кочки, ряска да камыШ. (дети хором читают стихотворение, написанное на доске)
Повторяем за мной:
Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.
(дети хором повторяют чистоговорки за учителем).
Про эти буквы надо сказать вот что еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш.
Спишем слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ.
А теперь записываем слова под диктовку: МАШИНА, ПРУЖИНА, СНЕЖИНКА, ТИШИНА, ШИПОВНИК, ДРУЖИНА, ШИФЕР, ШИНЕЛЬ, ДРОЖЖИ, МАЛЫШИ, КАРАНДАШИ, СТРИЖИ, ШИМПАНЗЕ, ШУТКА, ГРОШ, БРОШЬ, МЫШЬ, ГЛУШЬ, ШАПКА, ШУБА, ШАРФ, ШЛЕМ, ШАРИК, МИШУРА, ИГРУШКА, МИШЕНЬ, ШИФОН, КУШЕТКА, РАСКЛАДУШКА, ШЛЮПКА, ШТАНЫ, ШТОРЫ, ШИШКА, ПРИГЛАШЕНИЕ, ШАХМАТЫ, ПОДУШКА, ШЁЛК, ЛЯГУШКА, ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЗБУШКА, КАМЫШ, ГОРШОК, СТАРУШКА, ПЛЮШКА, КУКУШКА, ЧАСТУШКА, ШИЛО, КОВШ, КОШКА, ШЕРСТЬ, ШУМ, ШОРОХ, ШЕЛЕСТ. Сейчас мы поиграем в одну игру: «Назови слово со звуком [ш] или [ж] и брось мяч другому».
Прочитаем тексты на карточках:
Шум, Машина и Тишина
Шла Машина, шинами шурша, и от Шума вдруг проснулась Тишина:
- Ты куда, ответь, Машина, так спешишь? Что так рано шинами шуршишь?
А Машина отвечала шепотком:
- В школу я везу ребятам молоко.
Чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Давайте составим слова при помощи присоединения слогов -ЖИ-, -КА-, -ЖОК- (задание на доске).
А теперь - по таблице, которая есть у каждого в карточках (№1).
Смотрим на слова, написанные на доске и в тетради составляем словосочетания (сущ. + прил.).
Записываем предложения Жук жужжит. Ёж шуршит.
Теперь смотрим на карточку №2 и составляем словосочетания.
А сейчас хором прочитаем стихотворение, которое у вас на третьей карточке.
Как поэту удалось передать шорох осеннего дождя, шуршание мышат, шелест листвы? При помощи какого звука? (при помощи звука [ш]).
Да, при помощи звука [ш], который очень часто встречается в этом стихотворении, автор сумел передать нам свои впечатления.
Как бы вы назвали этот звук? (он как бы сам шуршит, шипит)
Этот звук называется шипящий.
Запишем предложения Женя и Шура. У Жени и Шуры шар.
Итак, какие звуки мы сегодня изучали? ([ж],[ш]). Какие буквы? (Ж, Ш). Эти звуки бывают мягкими? (нет, они всегда твердые). Какая гласная никогда не пишется после Ж и Ш? (ы, после Ж и Ш пишется И). Как называются буквы Ж и Ш? (это шипящие).
А теперь – ваше домашнее задание: составить 8 словосочетаний, где хотя бы в одном слове будет буква Ж; то же с буквой Ш. Прочитать ещё раз 2 текста в учебнике. Составить 2 предложения, где все слова будут начинаться с буквы Ж и 2 предложения, где все слова будут начинаться с буквы Ш.