Мастер-класс Использование приёмов технологии интерактивного обучения при проведении занятия во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Мастер-класс «Использование приемов технологии интерактивного обучения при проведении занятия во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Цель педагогической деятельности - создание условий для повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности посредством применения приемов технологии интерактивного обучения

Методические цели:
1.Познакомиться обзорно с технологией интерактивного обучения
2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов технологии интерактивного обучения
3. Наметить пути использования технологии интерактивного обучения в собственной педагогической деятельности

Презентация педагогического опыта

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на своем мастер-классе я предлагаю вам познакомиться с некоторыми приемами технологии интерактивного обучения.
В настоящее время с введением нового государственного стандарта нужен новый практический подход в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, систематизировать информацию, выделять главное. Именно на это и направлена технология интерактивного обучения. Это одна из универсальных технологий, которая позволяет повысить коммуникативный потенциал личности, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни..
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Учебное занятие
менее регламентированное;
более гибкое;
свободное по составу субъектов;
насыщенно разными видами деятельности;
имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.
Главное для педагога не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогами, родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и итоге, формирование творческой самореализации обучающихся.
Применение приемов данной технологии позволяют мне сделать занятие во внеурочной деятельности интересным и увлекательным, тем самым повысить мотивацию учащихся. Технология интерактивного обучения является одной из ведущих технологий при реализации ФГОС. И мой опыт работы по данной технологии конечно же помогает мне значительно осваивать и применять ФГОС, работая в 5 классе.
Существует много приемов технологии интерактивного обучения. Я представлю вашему вниманию некоторые из них - это работа в парах, в группах, «Броуновское движение», «Мозговой штурм».
Представление системы учебных занятий

Итак, я применяю приемы данной технологии на занятиях внеурочной деятельности. Планируя каждое занятие, всегда тщательно продумываю его начало. Обычно этот этап называется разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, интересные, юмористические вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.
На этом этапе я использую прием «Мозговой штурм»- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из большего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Переходим ко 2 стадии - осмысление новой информации. Логико-поисковые задания составляют основной комплекс упражнений, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности. На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка, биологии, физики и других наук. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Здесь я применяю работу в парах, в группах, «Броуновское движение». Этот этап помогает получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями.
На 3 стадии – рефлексии происходит обобщение всей информации, полученной на занятии. Рефлексивная деятельность - очень важный компонент любого занятия, она позволяет ребенку осмыслить свои возможности, выявить причину затруднений, осуществить самооценку и взаимооценку, проявить себя в необычной ситуации, закрепить новоизменения в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником. Осуществлять ее можно различными приемами, например:
- работа с эпиграфом и выяснение заключенного в нем смысла,
- размышление на тему.
- риторический вопрос,
- незаконченное предложение ( Для меня сегодня было интересным; Больше всего
меня удивило)
Или предлагаю им творческую работу в форме синквейна. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах- важное умение. Именно на стадии рефлексии учащиеся делают новые знания своими.
Проведение имитационной игры:
А сейчас мы проведем имитационную игру:

Уважаемые коллеги, мы все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы. Я предлагаю вам освоить некоторые приемы данной технологии, которые являются универсальными ко всем предметам и внеурочным занятиям. И сейчас я попрошу быть Вас учениками 5 класса. Тема нашего занятия «Логические задачи»
1 этап
Разминка. В разминку включены достаточно легкие, интересные, юмористические вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности. Постарайтесь, как можно быстрее ответить на вопросы .Задание выполняется фронтально, с целью проверки индивидуальных способностей, а также и в парах, если вопрос оказывается слишком сложным. Я использую прием «Мозговой штурм», формирую познавательные УУД – умение ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания.
- Что можно видеть с закрытыми глазами?
- Кто говорит на всех языках?
- Дедушка, который раздает подарки.
-Маленький друг Карлсона.
- Съедобный герой русской сказки.
- Чем заканчивается день и ночь?
- Наибольшее однозначное число.
- Сколько дней в сентябре?
- Начало дня.
- Девочка, побывавшая в Зазеркалье,
- Слово, состоящее из 100 нет.

Спасибо, коллеги. Вы подготовились к активной познавательной деятельности.
Не помешает нам выполнить несколько упражнений мозговой гимнастики.
- «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
- «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, восприятие и речь): наденьте шапку, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки, повторите упражнение 3 раза. При выполнении этих упражнений формируются познавательные УУД – умение ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания.

2 этап
Выполнение логико-поисковых заданий
Начнем с не очень сложных заданий
РАБОТА В ПАРАХ Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию. Формируем коммуникативные УУД – умение донести свою позицию до других.
Алгоритм действия 1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений. 2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения. 3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.
Задание
Постарайтесь расшифровать следующие буквенные ребусы, которые требуют внимания и сообразительности.
ООО
ВО7
100 Л
7 Я

05
ПА 3 ОТ
40 А
Р1А


ДВА-ЧЕТЫРЕ-ВСЕ ВМЕСТЕ Эффективен для развития навыков общения в группе, умений убеждать и вести дискуссию. Формируем регулятивные УУД - умение действовать по образцу, алгоритму,
памятке, познавательные УУД – умение наблюдать и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные УУД - умение работать в паре/группе; взаимопомощь
Алгоритм действия 1. Поставьте ученикам вопрос для обсуждения. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений. 2. Попросите обсудить свои идеи друг с другом. 3. Попросите обсудить предварительно достигнутые решения относительно поставленной проблемы. Как и в парах, принятие совместного решения обязательно. 4. В зависимости от количества учеников в классе можно "объединить" четверки в большие группы или перейти к коллективному обсуждению проблемы
Задания
Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
БИТВА () БРАНЬ
РЫБА () НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
САМОВОЛЬНЫЙ УХОД () МОЛОДАЯ ВЕТКА
РУКА () ГРОЗДЬ
РОДНИК () ОТМЫЧКА

УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ Эта форма учебной деятельности может быть использована для учащихся любого возраста. Уместно использовать: -для нескольких решений конкретной проблемы; -при организации групповой формы работы; - для решения творческих эвристических задач, развивающих креативность мышления. Регулятивные УУД - умение планировать учебную деятельность на уроке
Коммуникативные УУД – умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность
Личностные УУД - потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества

Алгоритм действия 1. Обязательно провести инструктаж групп. Главное правило - не критикуй! 2. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер. Четко регламентируется время для всех этапов работы. 3.I этап - создание банка идей. 4.IIэтап - анализ идей в группе. 5. III этап - обработка результатов. Озвучивание спикером результатов работы группы перед классом. 6. Итоги.
Задание: У Белоснежки день рождения, и гномы решили, что каждый преподнесет ей подарок. Но, к сожалению, в магазине остались только шляпы. Гномы не растерялись, и каждый из них подарил Белоснежке шляпу, найдя ей применение. Предложите, для каких целей может Белоснежка использовать подаренные шляпы.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Регулятивные УУД – умение самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения. Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать мнение других, вступать в беседу. Личностные УУД – умение делать самооценку своей работы; осознание возможностей самореализации личности;
умение признавать свои ошибки

Задание. Проявите сообразительность.
1. Однажды в сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание:
- Вот тебе бочка, наполни ее ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, палкой, веревкой или чем-нибудь еще пользоваться нельзя.
Работник справился с заданием. Как он это сделал?

2.Нужно поджарить три ломтика хлеба – по одной минуте с каждой стороны. На сковороде помещается только 2 ломтика хлеба одновременно. Как поджарить хлеб за 3 минуты?
Спасибо за активное участие. Вы успешно поработали.
3 этап- рефлексия
Давайте подведем итог по нашей теме «Логические задачи» используя незаконченное предложение ( Для меня сегодня было интересным; Больше всего меня удивило)
или синквейн- белый стих, который требует синтеза информации в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным)
- вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- третья строчка – описания действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
- четвертая строка – это фраза их четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
- пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.
Синквейн
1
Название предмета
Логические задачи

2
Два прилагательных, которые описывают предмет
Развивающие, обучающие

3
Описание действия (3 глагола)
Организуют, обучают, продвигают

4
фраза их четырех слов, выражающих главную мысль
Очень хороший способ развития

5
синоним из одного слова, который повторяет его суть
тренинг


Итак, что же у нас получилось? Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Этот прием развивает творческое мышление и воображение обучающихся. Итак , давайте составим синквейн к теме нашего сегодняшнего занятия « Логические задачи». Судя по вашей активной работе, я вижу, что вам уже знакома ТИО.
4. Моделирование.
Вот мы с вами подошли к этапу моделирования. На этом этапе я вам предлагаю самим сконструировать собственную модель занятия с использованием приемов интерактивной технологии. У вас на столах есть алгоритмы работы с этими приемами, они помогут вам. На каких уроках, при прохождении каких тем, на каких этапах вы будете использовать ТИО?
Что же у вас получилось, давайте послушаем. ( Хорошо, да я согласнаПравильноСовершенно верноВы просто молодцы) Эти приемы можно применять на разных предметах и внеурочных занятиях.
5. Рефлексия
А теперь я предлагаю провести рефлексию в творческой форме. Выскажите свое мнение о мастер-классе.
Технологии интерактивного обучения (ТИО)
1
Название предмета
ТИО

2
Два прилагательных, которые описывают предмет
Творческие, актуальные

3
Описание действия (3 глагола)
Развивают, активизируют, формируют

4
фраза их четырех слов, выражающих главную мысль
Обучение должно быть эффективным

5
синоним из одного слова, который повторяет его суть
Активное взаимодействие


Все перечисленные мною приемы ИТ, которые я использую на внеурочных занятиях, делают их творческими, интересными, где каждый ученик получает радость от общения, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, реализации своего «я»
В конце своего мастер-класса я хотела бы поблагодарить всех участников, которые мне помогали. Спасибо огромное, коллеги! Мне было очень приятно с вами работать. Благодаря вам я еще раз убедилась в универсальности приемов ИТ.



15