Урок дефектолога на тему Звукобуквенный слоговой анализ и синтез слов.


Класс:
Дата проведения:
Тема: Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
Цель: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Определение места звуков и букв в слогах, словах. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза. Развитие орфографической зоркости. Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.Развитие логического мышления. Развитие слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия.
Оборудование: картинки с изображением одежды, карточки-картинки
I. Организационный момент
Формирование позитивного настроя на урок:
Улыбнемся мы друг другу
И протянем другу руку.
Очень рады видеть всех -
Всем желаю много успех!
Дыхательная гинастика
Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза.
Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза).
- Поработаем над силой выдоха.
Упражнение “свеча”.
Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.
Артикуляционная гимнастика
Утром сегодня мы рано проснулись И всем вокруг мы с тобой улыбнулись. Упражнение “Улыбка”
Ну, а теперь вытянем в трубочку губы. Упражнение “Трубочка”
Щеткой почистим мы верхние зубы. Упражнение “Чистим зубки”
Вправо и влево, внутри и снаружи, С нижними зубками тоже мы дружим. Блюдца поставим, блины мы положим Упражнение “Блинчик”
И съесть их с вареньем друг другу поможем. В чашки с тобою мы чаю налили. Упражнение “Чашка”
Подуем на край, мы чай остудили. И язычок наш то выше, то ниже. Упражнение “Качели”
Вкусный был завтрак, мы губки оближем. Упражнение “Варенье”
1. Чтение слоговых таблиц.
Прочитайте слоговые таблицы и назовите парные согласные по твердости-мягкости, Запись на доске.
БА – БО – БЫ БЯ – БЕ – БИ БА – БИ – БО – БЯ
БУ – БЫ – БЭ БЁ – БЮ – БЯ БЕ – БУ – БЮ – БЫ.
2. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
3. Пальчиковая гимнастика
- Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь они хотят немного поиграть.
“Этот пальчик мой танцует,этот вот кружок рисует, этот пальчик ловко скачетСловно легкий- лёгкий мячик.А мизинчик, мой малышка.ноготком скребет, как мышка.А большой мой толстячокповалился на бочок”
4. Игра «Волшебный поезд» На доске размещается поезд (картонный) и 3 вагона с кармашками.
- Ребята, это – волшебный поезд .Сегодня он повезет слова –картинки, но свое движение он начнет только в том случае, если вы правильно разместите картинки. В первом вагоне – поедут слова-картинки, в названии которых 1 слог. Во втором – 2 слога, в третьем – 3. Поехали!!(Дети выходят к доске, берут картинку и размещают ее в нужный вагон, в зависимости от количества слогов в слове.
5. Составление слов из слогов.
На доске написаны разные слоги, дети должны составить из них слова. Кто больше?(Слоги: Сто, шка, воз, гу, гор, пуш, бу, си, кА, фы, лы, дух,…).6. Игра «Цепочка слов».
Продолжи цепочку: последний слог в слове – является началом нового слова. Бумага – гараж… (и т.д.)Дети выходят к доске и записывают слова по очереди.
7. Работа с текстом. Сознательное, правильное, слоговое чтение.
8. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?- Что помогло вам определять количество слогов в словах?- Что вам понравилось на занятии?