Конспект фронтального логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме Звукобуквенный анализ и синтез слов

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме "Звукобуквенный анализ и синтез слов"

Цель: Упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
ШУТКИ
 ГРОЗА
СУРОК
 СУШКИ
ЭКРАН
  КНИГА

Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (иначе слово может потерять значение или изменить его).
– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
2. “Найди отличие”.
– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию?
СОР – СПОР КОМ – КОРМ
ЩЕКА – ЩЕПКА КРЮКИ – КРЮЧКИ
ВЕКИ – ВЕТКИ СТОЙКА – СТРОЙКА

– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
3. Составь слово.
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)
О, Н, С
О, М, Х
Т, О, Н, З
 Н, И, Т, Б
Г, А, Р, Д

– Запишите получившиеся слова.
4. Подбор слова к схеме.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(БИНТ)

5. Ребус.
– Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Запишите новые слова в два столбика:
1 – слова, где 4 буквы;
2 – слова, где 5 букв.
– Какое слово вы не записали? Почему?
– Запишите слово ЛОГИКА с новой строки. Начертите схему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Вставь пропущенную букву.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
ПОУШКА
СТАНА
 ГАЛШИ
Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)
Кто такой дрозд?
7. Физминутка.
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Улиткина неделя
В понедельник за калитку Бодро выползла улитка, Чтоб сказать во вторник: “Да, Навещу-ка я дрозда!..” В среду солнце припекало – Под березой подремала, Но настал четверг, и вот – В ручеек спустила плот.
Пятницу переправлялась. Вновь на берег поднималась, И уже в субботу, днем, Встретилась с дружком – дроздом, Потому что в воскресенье Был у друга день рожденья. (Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
7. Добавь звук.
– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
ЗУАСТЫЙ СТОГИЙ
ХЛОДНЫЙ СОНЕЧНЫЙ
ВКУНЫЙ МОРОЗАЯ

  – Запишите слова в столбик.
(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)
8. Найди ошибку.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.
ЗЙЧИК
 УЧИЕЛЬ
 ПОГОДА
 КРОКОИЛ
 БОЩР
ВЕТЕР

– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.
ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ВКУСНЫЙ БОРЩ МОРОЗНАЯ ПОГОДА
9. Итог занятия.
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?

Заголовок 115