Статья на тему: Роль импровизации на занятиях хореографией


Танцуй сердцем!
Майкл Джексон говорил : “Я научился лунной походке у черных детишек из глубин городских гетто. У них природный талант к танцу... Они с этим растут. Я увидел, как они танцуют, и просто усовершенствовал некоторые элементы".
Для вашего сведения: Майкл никогда не брал уроков танца, хотя сам ставил или участвовал в постановке хореографических номеров для большинства своих музыкальных видеоклипов.
Источник: "Michael Jackson Talks To Oprah" and "Simulchat" Interviews
  Когда человек приходит в танцевальный класс, достаточное долгое время его основной целью является точное повторение движений преподавателя. На достижение этой цели уходят многие и многие часы тренировок. А так ли важна идентичность ваших движений с теми, что показывает педагог? Разумеется, для коллектива, который после разучивания всех движений и связок будет выступать на сцене, важна синхронность, но каждый человек вполне может позволить себе импровизировать - исполнять движение в те же мгновения, когда оно рождается в голове.
Многие педагоги сами настаивают на том, чтобы их ученики показывали выученный материал в своей, индивидуальной манере. В конце занятия предлагается показать все, что на данный момент обучающийся знает. Именно в виде некой импровизации, где нет четкой очередности движений и важно только то, как ты слышишь музыку и владеешь телом. Даже если у человека абсолютный слух, и он чувствует музыку лучше многих, в свободном движении его танец будет выглядеть по-другому. Можно сказать, что импровизация - высшая форма танца. Она включает в себя абсолютное знание и владение своим телом, развитое чувство ритма, понимание характера музыки, раскрепощенность и, конечно же, фантазию. Есть две составляющих мгновенного танца - это музыка и личное эмоциональное отношение к ней исполнителя.
Эти составляющие рождают душевность во время танца. Именно полная отдача танцу, а не пустое заучивание движений, важна в импровизации. Помимо индивидуальной (или сольной) импровизации существует и контактная, в которой участвуют двое и более партнеров. Во время исполнения они становятся цельным организмом, взаимодействуя друг с другом. Каждый партнер раскрывается и подхватывает движения, предложенные другими участниками. Пара движется естественно, без напряжения, концентрируясь только на танце и отрешаясь от окружающего мира. Конечно без знании базовых движений и основополагающих схем не получится качественной импровизации и танца.
Способность человеческого мозга во время танцевальной импровизации концентрироваться исключительно на восприятии музыки давно взяли на заметку врачи. Некоторые особенно продвинутые психотерапевты предлагают спонтанный танец как терапию от излишней застенчивости. И добиваются в этом неплохих результатов! Ведь человек избавляется от мышечного напряжения, от страха перед мыслью, что у него "может что-то не получиться и все будут смеяться". Такое напряжение возникает как защитная реакция на неизвестное движение почти у всех людей. Работает инстинкт самосохранения, уберегающий от возможных травм. Однако, как правило, человек в состоянии преодолеть напряжение самостоятельно. Но если он излишне робок, без помощи не обойтись. Именно в таких случаях и рекомендуется терапия танцевальной импровизацией.
Очевидно, все сходятся во мнении, что для умелой импровизации необходима элементарная техника. Это, конечно, не касается клубов, куда приходят для снятия напряжения. Там можно танцевать так, как вам удобно, не заботиться о совершенстве движений. Но в направлениях, где присутствуют узнаваемые связки, без поставленной техники и знания схем лучше не импровизировать. Впрочем, здесь не обойтись и без вдохновения. Ведь именно оно гарантирует яркое исполнение, способное заворожить всех окружающих.
Танец безмолвен и единственная возможность выразить свои чувства в нем - это вложить душу в движение.