Урок русской словесности Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

С.К.Джумадилова учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа-гимназия № 14»
Г.Талдыкорган
Тема : Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цель: 1)научить определять тему и идею сказки 2) развивать навыки пересказа, рассуждения, прививать навыки анализа, сопоставления 3) дать понятие о нравственных ценностях
Ход урока:
I.Слово учителя
На прошлом уроке, ребята, мы читали сказку « Дикие лебеди» , работали по тексту, иллюстрировали, отвечали на вопросы. Сегодня вас ждет встреча с очередной сказкой, котрая называется «Стойкий оловянный солдатик». Я просила прочитать всех дома, потому что уроке рассчитан на знатоков текста.
Побуждение
Начнем изучение сказки с названия. Как вы понимаете слова « стойкий оловянный солдатик». Отвечаем не сразу. Я вам дам время и задание. Давайте поделимся на 3 микрогруппы.
Первая микрогруппа будет работать со словом «сравни»
Вторая микрогруппа со словом «опиши»
Третья микрогруппа «ассоциируй»
Ваша задача зависит от слова, которое вам дано. Сравнив, ассоциировав, описав, вы должны ответить на вопрос о названии сказки.
С кем бы вы сравнили оловянного солдатика? Кого он вам напоминает?
Вам знакомо описание, ответ на вопрос «какой?» . Подтверждайте эпитетами из текста.



Вы должны подобрать слова, похожие на оловянного солдатика. Заполнение кластера.






Работа с текстом.
Слово учителя
Тема произведения – название игрушки. А идея? Для этого давайте найдем в сказке завязку, кульминацию и развязку.
Кульминация
поединок со смертью


Завязка Развязка
Подарок мальчику солдат расплавился
одноногого солдата


Беседа по вопросам
По чьей воле погиб солдатик? Кому принадлежало его сердце?Какие злоключения его ожидали? Когда вам больше всего жаль солдатика? А понравилось бы ему, что вы его жалеете? Что объединяло солдата и танцовщицу?
VI.Ребята формулируют вывод об идее сказки и записывают
VII.Рефлексия
Ребята, напишите мини-сочинение « Что я уношу в сердце с урока?».
Поменяйтесь с другом, прочитайте его ответ и скажите,что удивило вас в работе друга.
VIII. Заключительное слово учителя
Мне хотелось бы, чтобы урок оставил след в ваших душах и памяти, и вы унесли в сердце заповедь «Вы в ответе за тех,кого приручили» из сказки «Маленький принц» и были по отношению к друзьям благородными,верными и преданными.


15