Урок по русской литературе в 5 классе Г.Х.Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. Новое платье короля


РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, 5 класс
ТЕМА: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля».
ЦЕЛЬ: ознакомление с творчеством зарубежных писателей.
ЗАДАЧИ: познакомить детей с датским сказочником Г.Х.Андерсеном и первыми сказками; на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки , развивать устную речь учащихся; воспитывать любовь к сказкам.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг писателя, учебник, презентация.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ: беседа, комментированное чтение отрывков.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!
Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени
и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость
и доброту!
Г.Х.Андерсен
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка домашнего задания.
Вводное слово учителя о Г.Х.Андерсене.
«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало,»- писал Г.Х.Андерсен .Дания- прекрасная страна, подарившая миру великого сказочника. Рассмотрим портреты писателя, прочитаем строки его воспоминаний о детстве (Смотри автобиографию сказочника)
«Я обязан своим положением только самому себе», -говорил мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок). Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля».
Сегодня мы войдём в мир сказок и историй Г.Х.Андерсена с разными художниками-иллюстраторами.
-Перед вами три портрета Г.Х.Андерсена, созданные художником Кокориным. Каким предстаёт перед нами этот человек? Что хочет подчеркнуть художник каждым портретом? Какими чувствами и мыслями делится с читателями?
- Чтобы больше узнать об авторе, недостаточно лишь увидеть его. Лучше всего начать с ним разговаривать, не так ли?
Для начала давайте все вместе зададим ему всего три вопроса. Посовещайтесь друг с другом и выберите один, на ваш взгляд, самый интересный и важный для вас вопрос, который возник у вас при чтении сказки «Стойкий оловянный солдатик».
- А теперь предлагаю искать ответы на наши вопросы в тексте сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
- Игра в солдатики - любимая игра для мальчиков всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Андерсена, но и по музыкальной пьесе П.И.Чайковского. Я предлагаю вам послушать «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть.
Работа с книжной выставкой «Сказка Г.Х. Андерсена Стойкий оловянный солдатик»
- Сегодня мы с вами говорим о волшебной силе литературы, о произведении, которое относится к жанру авторской сказки. Написана эта сказка более ста лет назад, но и наши дедушки и бабушки, и наши родители, и мы с вами можем познакомиться с ней. Как вы думаете, почему это возможно?
Давайте посмотрим на выставку книг, которая составлена нами.
- Что, по-вашему, отличает именно эту книжную выставку?
- А теперь послушаем тех, кто представил свои книги на этой выставке. Они расскажут нам о своей книге по следующему плану:
(план рассказа даётся на слайде)
- Как называется эта книга?
- Это книга-произведение или сборник?
- Когда и где она была издана?
- Где ты отыскал эту книгу?
- Кто иллюстрировал это издание?
- Какая иллюстрация к сказке «Стойкий оловянный солдатик» в этой книге тебе особенно нравится и почему?
Работа с иллюстрациями.
Художник-иллюстратор – это не только самый чуткий и внимательный читатель, но и соавтор, помогающий нам не проглядеть главное.
- Я предлагаю для нашего диалога с Г.Х.Андерсеном несколько иллюстраций из других изданий замечательной сказки «Стойкий оловянный солдатик».
Предлагаю работать в группах по следующему плану:
- внимательно рассмотреть предложенную иллюстрацию: кто на ней изображён, что происходит:
- отыскать и прочитать тот фрагмент сказки, который изображён художником-иллюстратором:
- обсудить и понять, на что обращает наше внимание эта иллюстрация, какую мысль, какой урок этой сказки подчёркивает соавтор-художник.
- подтвердить общее мнение выразительным чтением фрагмента сказки.
Осмысление заголовка сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Как теперь вы понимаете смысл заголовка этой замечательной сказки? Действительно ли это история о маленьких игрушечных персонажах? О чём хотел поведать миру Г.Х Андерсен этой сказкой?
3.ИТОГ УРОКА. Вот и подошёл к концу ещё один урок литературного чтения, на котором мы учились работать с книгой до чтения, в ходе чтения и, что намного важнее, - после чтения.
- Какой вид работы на этом уроке вам показался самым интересным, что больше всего запомнилось?
Сегодня мы ещё раз убедились в том, что в любом произведении, даже если его герои животные или игрушки, автор беседует с нами, читателями, о жизни, о людях, о том, что такое добро, а что такое зло, что такое красота души и в чём она проявляется.
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Как и на предыдущем уроке, вам предлагается не один вариант домашнего задания.
Вам предстоит:
выбрать одну из предложенных литературных задач;
решить её самостоятельно
обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;
представить свою работу на этом листочке письменно.
Задача 1.
- 2 апреля весь мир отмечает День детской книги. Как вы думаете, почему выбран именно этот день? Отыщите информацию об этом празднике и приготовьте небольшой рассказ о нём
Задача 2.
- Представьте себе табакерку, за которой прятался солдатик. Нарисуйте, как она выглядела до того, как крышка открылась? И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?
Задача 3.
- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?
Задача 4.
- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?