Урок математики для 6 класса «Раскрытие скобок»

Тема урока: «Раскрытие скобок».

Образовательные цели: повторить и закрепить навыки применения правил раскрытия скобок; применить правила раскрытия скобок на практике, закрепить вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами.
Развивающие цели: развивать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельной работы устного и письменного характера, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательные цели: способствовать формированию математической культуры, внимания, находчивости, привить интерес к математике.
Оборудование: карточка путешественника, карта путешествия; раздаточные материалы: № 1 – текст разминки, № 2 – текст игрового задания «ключевое слово».

План урока.

1. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2. Разминка «Карта».

3. Первое задание в городе Знаек «Найди ошибку» с взаимопроверкой. Раздаточный материал № 1.

4. Разноуровневая самостоятельная работа с проверкой «Реши уравнение».

5. Математическая зарядка.

6. Тестовый контроль «Кодовый замок».

7. Творческая игра «Ключевое слово». Раздаточный материал № 2 (в четырёх вариантах).

8. Подведение итогов. Самооценка знаний, умений и навыков.

9. Постановка домашнего задания.





















Ход урока.

1.Здравствуйте, ребята.
Трудно не согласиться со словами древнего мудреца Конфуция. Вот и сегодня мы будем повторять то, что изучали раньше.
Только урок наш будет несколько необычным. Мы будем путешествовать. Для этого вам потребуется карточка путешественника, на которой вы запишите свою фамилию и имя. Здесь же есть и маршрут нашего путешествия по стране математики. Первым на нашем пути будет город «Знаек», где мы повторим правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел. Затем, перейдя через реку, мы попадём в город «Мудрецов». Последним на нашем пути будет город «Мастеров», на улицах которого вы продемонстрируете свои знания, умения и навыки по данной теме. Путешествуя, ребята, на каждом этапе урока вы будете «зарабатывать» баллы, которые необходимо записывать в свою карточку путешественника. А в конце урока, вы подсчитаете общее количество баллов и поставите себе самооценку.
Работа будет проходить в трёх режимах: индивидуально, вместе с учителем, самостоятельно. Все самостоятельные работы будут проверены на уроке. Я желаю вам приятного путешествия и успешного выполнения всех заданий.

2. Известно, что каждый путешественник должен быть смелым, ловким, находчивым. Проверим, насколько хорошо вы подготовились к путешествию.
Что необходимо для удачного путешествия? Конечно, карта. Первая непредвиденная сложность на нашем пути. Необходимо собрать карту путешествия. Для этого нужно вспомнить все, что мы изучили ранее и решить примеры. Работа выполняется в парах.

- 40 – 8 + 18= -30
24 – 36 + 7 = -5
(15 - 25):(-2) = -5
-50:10 + 8 = 3
-32 : (-4) -6 = 2
(-12-3)*3 = -45
(25 - 55)*(- 4) = 120
(- 4 - 9)*(-5) = 65

3. А сейчас я предлагаю вам первое испытание – «найди ошибку». Если вы считаете, что пример решён, верно, то в свою карточку на этапе «разминка» поставьте знак «+», если неверно – знак «-».

- (- 2,1 - 5,2) = 7,3
- (- 4,6+5,7) = -1,1
- (2,8 -3,6) = 0,8
- a - (m - a) = -m
- (n - k) - k = -n
р+(- x - p) = -x

А теперь, ребята, поменяйтесь карточками. Сейчас мы будем проверять и исправлять. Проверьте, если ваш товарищ правильно ответил на вопрос, то его ответ вы обводите в кружок. А теперь подсчитайте, сколько верных ответов у вашего соседа и поставьте в его карточку общее количество баллов за разминку. (Мах 6)



Ни одно путешествие не обходится без приключений. В жизни каждого человека есть моменты, когда необходимо принять быстрое и правильное решение. Для этого надо быть внимательным и иметь в «багаже» запас знаний. Давайте вспомним правила раскрытия скобок. (Формулируются правила).
А мне, ребята, нравится формулировки правил в необычной форме, например стихотворной. Послушайте:
Если перед скобкой минус,
Он ведёт себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну, а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!

Что ж, молодцы! Мы можем продолжить путешествие. Поэтому, откройте свои тетради и запишите в них тему урока: «Раскрытие скобок».

4. Путешествие продолжается в городе «Мудрецов». Вам
· необходимо
выбрать для решения одно из трёх уравнений, которые выделены разным цветом. Вы сами определяете уровень сложности. Если вы верно решите 1-е уравнение, то заработаете 1 балл, если вы верно решите 2-е уравнение, то 2 балла, а 3-е уравнение – 3 балла. Удачи.

a) -15+(x-4)= -18
-15+x-4= -18
-19+x= -18
x=-18-(-19)
x=-18+19
x=1

b) 5,3+(2,5-x)= -1,4
5,3+2,5-x= -1,4
7,8-x= -1,4
x=7,8-(-1,4)
x=7,8+1,4
x=9,2

в) –(0,9-x)+8,2=-3,4
–0,9+x+8,2=-3,4
x+7,3=-3,4
x=-3,4-7,3
x=-10,7

5. Непредвиденная ситуация на уроке: математическая зарядка (ответ положительный – правая рука вверх, отрицательный – левая вперёд).
- (11-2) = -9
- (-5-4) = 9
- (3-8) = 5
-2*(-2-3) =10
-8:(2-4) = 4
2*15:(-10) = -3
6. Последний этап нашего путешествия – город «Мастеров». Но попасть туда мы сможем, если отгадаем код замка, который висит на воротах этого города. Я загадаю вам три загадки-вопроса, к каждому из которых предлагается три варианта ответов. Вы должны выбрать один из них и показать мне номер с соответствующей цифрой 1; 2 или 3.

Будьте внимательны и осторожны.
А. Раскройте скобки: – (а – b)
– а – b 2) – а + b 3) а + b
Б. Раскройте скобки: – n + (m + n)
m 2) – m 3) 0
В. Раскройте скобки: (– p – a) – (k – a)
1) p – k 2) – p + k 3) – p – k

(Мах 3) Код: 213

7. Распахнулись двери города. А там праздник: все показывают своё мастерство. Давайте и мы покажем, что умеем. Я предлагаю вам сыграть в игру «ключевое слово». Решив все примеры своего варианта и используя соответствие число-буква, записанное в таблице, вы прочитаете слово, которое входит в состав девиза жителей города «Мастеров».
Выясняется, какое ключевое слово получилось у каждого варианта. Поставьте в свою карточку общее количество баллов этого этапа урока.
(Мах 5 – 7)
8. Это выражение французского писателя Анатоля Франса и есть девиз жителей города «Мастеров» - «Учиться можно только весело». Но у этой фразы есть продолжение: «Чтобы переваривать знания, поглощать их надо с аппетитом». Я думаю, вы так всегда и делаете. Мне, как экскурсоводу, было приятно путешествовать вместе с вами, и я хочу каждого из вас похвалить за хорошую работу на уроке. Пришло время подведения итогов. Подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов и поставьте себе самооценку, используя критерий оценивания:

«5» - от 18 баллов

«4» - от 15 до 17 баллов

«3» - от 12 до 14 баллов.

Ребята, а теперь дайте оценку нашему уроку. Вам понравилось?


9. Д/з: к следующему уроку я прошу вас нарисовать рисунки нашего путешествия;
№ 1254, 1255 П.39

















Приложение

Первое испытание «Найди ошибку»

Если вы считаете, что пример решён, верно, то в свою карточку поставьте знак «+», если неверно – знак «-».

1) - (- 2,1 - 5,2) = 7,3

2) - (- 4,6 + 5,7) = - 10,3

3) - (2,8 - 3,6) = - 0,8

4) – a - (m - a) = -m

5) - (n - k) - k = -n

6) p + (-x - p) = -x


________________________________________________________________________
Карточка  путешественника ученика (цы) 6 класса ________________________________________________________
Задания
Количество баллов

1. Разминка


2. «Найди ошибку»


3. Город «Мудрецов»


4. Кодовый замок


5. Город «Мастеров»


Всего баллов


Оценка


Критерий оценивания: «3» - 12 – 14 баллов, «4»  -  15 – 17 баллов, «5»   -   от 18 баллов.


































0
-1

Ж
-10

О
-8

У
-5

М
-4

Н
4

К
0


































-2
Ч

12
И

9,5
У

6
Я

-10
С

11
Ь

-6
Т



-18
О

-9
О

-1
Т

0
Ь

5
3

-3
Л

0
К



-0,5-(-3-7)=

- (5-7)-(1+3)=

-(11-15)-(-8)=

-(4-7)+(-9)=

-(-5-3)-(2-5)=

-(9+4)-(-1-2)=

-(-6+2)-(-5+3)=

-3-(5-7)=

-11-(2+5)=

(-6-2)+(-3+8)=

(1-8)-(-5-2)=

-(-1,5-2,5)-4=

(4-8)+(-2-3)=


В
0

С
-5

Е
2

Е
-1

О
4

К
3

Л
-17



(3-5)-(6-4) =

-8-(4-11) =

(-9-3)+(-2+4) =

(4-7)-(-5-2) =

(6-9)+(-2-3) =


(2-6)-(-1-3)=

-7-(6-12)=

(-4-5)+(-1+5)=-

(3-8)-(-6-1)=

(3-11)+(-6-3)=

-(-4-2)+(-2)=




15