Открытый урок по литературному чтению для 1 класса . Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К ( Программа Школа России)


Литературное чтение
Школа: МБОУ « ЕУВК «Интеграл»
Класс: 1 – Д
Учитель: Дудченко И. П.
Урок 41
Тема Сопоставление слогов и слов с буквами г и к
Педагогическая цель Создать условия для развития умения сопоставлять слоги и слова с буквами г ик, связной речи, памяти
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] – [к] и [г’] – [к’] в словах. Работают со скороговорками и загадками
Личностные результаты Определяют границы собственного знания и «незнания»
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: регулируют собственную учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно).
Познавательные:общеучебные – привлекают для решения учебной задачи имеющиеся знания из жизненного опыта; логические – осуществляют сравнение и сопоставление звуков [г] – [к] и [г’] – [к’] и букв ги к.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные звуки [г] – [к] и [г’] – [к’], букваГ. Предложение, рассказ, скороговорка, загадки
Образовательные ресурсы Опорные таблицы – схемы, «лента букв», опорные схемы, карточки слов для доски, « лесные » звуковые пеналы, верёвочка со стиркой – слогами, сказочные герои( Бабушка, Зимушка, Заинька), магнитофон.
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
- Уважаемые гости,
С добрым утром.
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зеваем,
А работаем, читаем.
Мы уже не малыши,
Отвечаем от души!
– Проверим готовность к уроку ( Порядок на столе - порядок в голове!) Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный.Наблюдение учителя
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
II. Речевая разминка Коллективная.
( музыкальная)
Словесный.
Артикуляционная моторика, игры Ку -ку, ку - ку!
Спел петух " Ку -ка ре-ку!"
Ги -ги, ги -ги!
На лужок скорей беги!
Гу-гу, гу -гу!
Ходят гуси на лугу.
Ки - ки! Ки -ки!
Ходят гуси и быки Выполняют упражнения под руководством учителя под музыку Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя – Сегодня у нас необычный урок. Именно сегодя мы прощаемся с 1 частью «Азбуки». Это УРОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ ЗАКРЕПЛЕНИЙ . Также мы познакомимся с новой парой согласных звуков: к и г. Будем читать рас
сказы, скороговорки, отгадывать загадки, посетим наших добрых знакомых и конечно же покажем нашим гостям , что знаем,умеем и чему нам нужно ещё учиться! Слушают учителя
о предстоящей работе Принимают учебную задачу, сформулированную учителем Фронтальный. Наблюдение учителя
IV. Закрепление знаний и способов действий
1.Повторение
теоретического материала по изученным ранее темам.
2.Сопоставлени согласных твёрдых и мягких звуков.
Физкультминутка
3. Работа со слоговой таблицей. Чтение стихотворения (учебник, с. 120) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
Фронтальная. Словесный
Коллективная. Практический. Гимнастика для рук
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа - Изучая азбуку, мы узнали много интересного и важного. Давайте вспомним всё то , что мы учили. Объявляю " Минутку повторения от тётушки Совы" . Демонстрация и повторение авторских таблиц по литературному чтению.
" Стирка"
у бабушки Евгении. Развешивание слогов - вещей на верёвку на зелёные и синие прищепки.
Синие прищепки - слоги с твёрдыми согласными звуками, зелёные – с мягкими согласными звуками.
- Ой, запачкалась одежда
( Приложение)
– Прочитайте слоги.
– Сопоставьте звуки [г], [г’] и [к], [к’].
– Сделайте вывод Отвечают на вопросы учителя. Работают с демонстрационными таблицами.
Чтение слогов
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Читают слоги.
– В слогах-слияниях га, го, гу– согласный звук [г] – звонкий, твердый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку согласный звук [к] – глухой, твердый. Ги, ге – звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий. Ки, ке– звук [к’] – согласный, глухой, мягкий Отвечают и слушают ответы одноклассников, дают оценку ответов сигнальными карточками
Активно участвуют в физкультминутке
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Сопоставляют попарно слоги с буквами г и к. Наблюдают за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [г] и [к], [г’] и [к’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] – [к] и [г’] – [к’] в словах Фронтальный. Чтение, устные ответы
Коллективный. Правильное выполнение движений
Фронтальный. Чтение, устные ответы
4. Работа с текстом рассказа «Весна» (учебник, с. 121) Групповая, парная. Словесный. Чтение, творческое задание – Прочитайте рассказ.
– Выполните задания к тексту в учебнике Читают текст рассказа. Выполняют задание в паре Читают рассказ с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, выполняют творческую работу Групповой, парный. Чтение, творческая работа
Физкультминутка Коллективная. Практический. Гимнастика для рук Сначала буду маленьким
(присаживаются),
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим
(встают, поднимают руки),
До лампы дотянусь Выполняют движения по тексту под руководством учителя Активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
5. Работа со скороговоркой (учебник, с. 121) Коллективная. Словесный. Чтение скороговорки – Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстро Читают скороговорку Произносят четко, правильно и быстро звуки, проговаривают слова Коллективный. Скороговорка
6. Работа с текстом рассказа «Подарки к празднику» (учебник, с. 122) Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа – Прочитайте рассказ и выполните задания к нему Читают рассказ, отвечают на вопросы, выполняют задания Читают рассказ с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Умеют работать в паре Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы
7. Дидактическое упражнение (учебник, с. 123) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Определите, в каком слове буква я обозначает один звук, а в каком – два.
– Составьте предложения Читают слова.
Составляют предложения Различают, в каких словах буква я обозначает слияние двух звуков, а в каких – один звук (мягкость предшествующих согласных) Фронтальный, Чтение, устные ответы
8. Разгадывание ребусов (учебник, с. 123) Один ребус
( Роза) отгадывают девочки, второй
( Дуга) - мальчики Парная. Практический. Разгадывание ребусов – Разгадайте ребусы – Роза – гроза. Дуга – радуга Применяют правило разгадывания ребусов Парный. Ребусы
9. Работа с загадками (учебник, с. 123) Отгадывает каждый ряд по одной загадке. Парная. Словесный. Чтение, отгадывание загадок – Прочитайте и отгадайте загадки – Ветер, мороз, заяц Анализируют текст загадок, разгадывают их Парный. Загадки
V. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа – Что нового узнали на уроке?
– Что запомнилось?
– Что вызвало затруднения?
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
Приложение
Физкультминутка
Ох, испачкалась одежда!
Мы её не берегли.
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Нужно нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочка насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, пополощем,
выжмем её и встряхнём.
А затем легко и ловко
Всё развесим на верёвках.