Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) на тему Сопоставление слогов и слов с буквами З и С 1 класс УМК Школа России


Тема: Чтение слов, текстов с буквами Зз.
Сопоставление слогов и слов с буквами с и з.
Цель: закрепить знания учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; создать условия для развития умений различать звуки [з] и [c], [з’] и [c’]; создать условия для развития умений работать с текстом, составлять рассказ, осуществлять сравнение, развивать связную речь.
Планируемые результаты (предметные): владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа по иллюстрации, составления схем слов.
Формируемые УУД:
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания.
Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические - осуществляют сравнение букв.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.
Тип урока: закрепление изученного материала.  
Оборудование:
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин.)
- Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, учителя нашей школы. Они пришли с нами познакомится, поэтому не переживайте, но помните как надо вести когда у вас кто-то в гостях.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация опорных знаний. (3 мин.)
- Для того чтобы наш урок прошел хорошо, надо быть очень внимательным. И сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.
1. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Учитель читает стихотворные строки, обучающие вставляют пропущенное слово)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ... (зарядку).
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс ... (звонок).
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная ... (задача)
2. Дидактическая игра «Звук заблудился» (Учитель читает стихотворение, обучающие исправляют ошибки: меняют услышанные слова на другие, заменив одну букву)
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.
Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб)
- Послушайте внимательно еще раз слова исправленные слова: звери, козел, зуб. Что общего у этих слов?
- Правильно, в каждом из этих слов присутствует звук [з] или [з'], которые на письме обозначаются буквой Зэ. С ней мы познакомились на прошлом уроке, и полученные о ней знаний нам сегодня пригодятся.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (6 мин.)
Фонетическая зарядка.
- На доске записаны слоги, вам необходимо их прочитать, а я их продолжу, так чтобы у нас получилось стихотворение.
Сы-со-са – в лесу бегает лиса.
Си-се-су – было холодно в лесу.
- Теперь давайте прочитаем первую строку так, как будто мы испугались лису и убегаем от нее.
- Вторые строку давайте прочитаем так, как будто нам очень холодно.
- Какой звук повторялся в чистоговорке? (звук [c])
- Произнесите звук [с]. Дайте характеристику звуку [c]. (Согласный, глухой, твердый или мягкий)
- Какой буквой мы обозначим этот звук на письме? (Буквой Эс)
За-зо-зу – мы поймали стрекозу.
Зи-зе-за – приближается гроза.
Зо-за-зы – убегаем от грозы.
- Теперь давайте прочитаем первую строку, так как будто мы очень рады, что поймали стрекозу.
- Вторую строку, как будто мы очень удивлены приближением грозы.
- Третью строку, как будто мы спрашиваем что-то.
- Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? (звук [з])
- Произнесите звук [з]. Дайте характеристику звуку [з]. (Согласный, звонкий, твердый или мягкий)
- Какой буквой мы обозначим этот звук на письме? (Буквой Зе)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Работа со звуками з и с)
- Какие цели вы можете поставить перед собой? (Учить выделять звуки [з] и [с] в словах; Учить сопоставлять звуки [з] и [с], давать характеристику звукам; узнавать буквы, обозначающие согласные звуки)Дидактическая игра «Твердый- мягкий».
- Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный звук [с], [з], вы топаете ножкам, если мягкий звук – хлопаем ручками:
Сад, зонт, рис, зима, заяц.
- Ножками потопали, ручками похлопали, а теперь давайте спинку разомнем.
Выполняем физкультминутка «Ветер». (1 мин.)
Усвоение новых знаний и способов деятельности. (12 мин.)
Сопоставление слогов с буквами Эс и Зэ (учебник, с. 93)
- На странице 93 найдите табличку со слогами. Прочитайте вначале слоги с глухим согласным звуком, а потом со звонким.
- Похожи эти слоги? Чем? (У них одинаковые гласные звуки)
- Чем они различаются? (Первая строка – глухой согласный звук [с], а вторая – звонкий согласный звук [з])
- В первой строке прочитайте слоги с мягким глухим согласным звуком, а во второй с твердым согласным звуком.
Работа над предложениями (учебник, с. 93)
- Найдите следующее задание. Нам необходимо прочитать предложения и найти слова, которые различаются одним звуком.
- Сколько вы должны прочитать предложений? (4 предложения)
- Прочитайте еще раз эти предложения, но уже тихонько и найдите слова, различающиеся одним звуком слова. (Коза – коса)
- Сравните эти слова. Каким звуком они различаются? (В первом слове есть звонкий согласный твердый звук [з], а во втором – глухой твердый согласный звук [с])
- Слово имеет несколько значений. Какие? Расскажите?
- Эти звуки очень похожи по звучанию и поэтому они называются парными по звонкости-глухости. Очень часто мы слышим звук [с], а пишем букву Зэ: мороз - морозы, паровоз – паровозы.
Дидактическая игра «Замени букву». (на доске)
- Перед вами написаны слова, в каждом слове пропущена буква. Вы должны правильно вставить буквы и объяснить значение слова. (ли…а – Ли…а, ро.. а – ро..а)
Физкультминутка «Буги-Вуги». (1 мин.)
Закрепление знаний и способов действий. (15 мин.)
Работа с текстом (учебник, с. 94)
- Переверните страницу учебника на страницу 95. Найдите первое задание. Перед вами текст. Определите, сколько в тексте предложений? (6)
- Сейчас я прочитаю вам текст, а вы должны внимательно послушать и сказать о чем идет речь в тексте?
- Давайте озаглавим текст. (Розы)
– Кто вырастил розы? (Сима и Зина)
– Какие были розы? (Красивые)
– Куда принесли розы? (В класс)
- Кто принес? (Зина и Сима)
– У кого ваза? (У Зои)
– Какие цветы в вазе? (астры)
Соотношение предметных картинок и слов.
- Прочитайте слова. Что обозначают эти слова?
- Соотнесите рисунки и слова.
- Каких цветов не хватает? (Пион, роза)
- Какие цветы вы любите?
- Какие цветы любит твоя мама?
кактус
астра
ирис
мак
(Кактус, астра, пион, роза, ирис, мак.)
Составление схем. (работа в паре)
- На столе у вас лежат слова, названия цветов и схемы слов к ним. К каждой схеме подберите подходящее слово.
– Для какого цветка нет схем? (Астра)
Индивидуальная работа (у доски)
- Вы сказали, что одним из ваших любимых цветков является роза. Одному ученику необходимо выйти к доске и сделать слого-звуковой анализ слова РОЗА, для этого я вам даю конверт, в котором лежат части схемы. Вам необходимо выбрать подходящие карточки, обозначающие звуки.
Рефлексия. Итог. (1 мин.)
- Какие задания показались сложными?
- Что новое для себя вы узнали?
- Кому понравился наш урок похлопайте в ладоши.
- Кому не понравился урок потопайте ножками.