Урок окружающего мира в 4 классе Природные зоны. Арктика: в краю сверкающих льдов


Паспорт урока окружающего мира в 4 классе
ФИО учителя, название ОО Черникова Н.А. ГБОУ СОШ с.Пестравка
Тема урока: Природные зоны. Арктика: в краю сверкающих льдов
Образовательная цель Формирование экологической культуры личности, развитие коммуникативных способностей четвероклассников на основе осмысления особенностей
природы Арктики и значением природы данной зоны для человека.
Планируемые образовательные результаты По окончании изучения темы ученик:
КДУ-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками в группе;
КДУ-2: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им;
КДУ-3: проявляет инициативу и активность в межгрупповой дискуссии; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения;
ПУД-1: выделяет основную мысль в тексте, делает выводы, обобщения;
ПУД-2: переводит информацию из одной знаковой системы в другую, текст в таблицу, схему;
ПУД-3:раскрывает основные характеристики базовых понятий;
РУД-1: планирует предстоящую деятельность с помощью вопросов;
РУД-2:формулирует тему и учебную задачу урока;
ЛР-1:обосновывает ценность и значимость: для каждого человека и общества в целом;
ЛУ-2: активно и качественно выполняет учебные задания;
ПР-1:знать растения и животных, относящихся к зоне арктических пустынь;
ПР-1:описывать условия жизни и особенности условия и особенности приспособленности конкретных представителей данной природной зоны;
Программные требования к образовательным результатам раздела «Природные зоны России»
Ученик научиться:
называть природные зоны России;
объяснять причины смены природных зон с севера на юг; показывать на карте природных зон области высотной поясности;
устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;
Содержательный компонент Программное содержание Природные зоны. Взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Какие организмы обитают в зоне арктических пустынь и как они приспособлены к условиям жизни.
Экологические связи в изучаемой природной зоне. Моделирование характерной цепи питания.
Природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям.
Влияние освоения природных богатств в зоне Арктики и возникшие вследствие этого экологические проблемы. 
Мировоззренческая идея Знание позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы; развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление; формировать единую картину миру.
Ценностно-смысловые ориентиры Природа; познание;
План изучения учебного материала 1.Природные зоны
2..Взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.
3.Организмы обитающие в зоне арктических пустынь и как они приспособлены к условиям жизни.
4.Цепи питания
5. Приспособление флоры и фауны к этим условиям.
6. Влияние освоения природных богатств в зоне Арктики и возникшие вследствие этого экологические проблемы
Основные понятия Природные зоны, полярные пустыни, тундра, особенности арктического климата, многолетняя мерзлота, цепи питания, взаимозависимость компонентов природной зоны.
Деятельностный компонент Тип урока Урок изучения нового материала
Форма урока Урок -исследование
Образовательная технология Технология учебно-группового сотрудничества
Оснащение урока Мультимедийное оборудование, кластеры, рабочая папка, конверты с заданием, иллюстрации с изображением растений и животных Арктики
Мизансцена урока 4 группы по 5 человек
Предварительная подготовка к уроку учащихся Энциклопедия, рисунки и фотографии растений, животных и занятие людей в Арктике.
Домашнее задание 1уровень. Подготовить сообщения об Арктике. Сведения должны в себе содержать новизну и актуальность.
2уровень. Составить рассказ от имени какого-либо животного этой зоны.
3 уровень. Работа в тетради. Составить цепь питания.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
Деятельность учителя Деятельность уч-ся ПОР урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)
1.Приветствие.
2.Проверка готовности к уроку.
Стоя
Дневники, тетради, пеналы
(аплодисменты)
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7-10 мин.)
Вводная информация
Где-то на белом светеТам, где всегда мороз,Трутся спиной медведиО земную ось.Мимо плывут столетья,Спят подо льдом моря.Трутся об ось медведи,Вертится Земля.
- Покажите место, о котором поётся в песенке, на глобусе.
2.Вводная беседа: Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые крупными ледниками.
Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Арктика — край морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников. Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега.
Сформулируйте тему урока. Главный вопрос урока: Так ли уж пуста "ледяная пустыня"? Или все же здесь есть жизнь?
Работать будем в группах.
Давайте вспомним правила работы в группах.
1.Работать сообща.
2.Уметь выслушать друг друга.
3.Слушать других, не перебивая, внимательно.
4.Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.
5.Уметь договариваться, помогать друг другу
Межгрупповаяя дискуссия, из которой рождаются основные вопросы изучения темы.
Задание 1 группе «Географы»
Какие в арктической зоне климатические условия?
Задание 2 группе «Биологи»
Доказать, способны ли растения жить в ледяной пустыне?
Задание 3 группе «Зоологи»
Доказать, способны ли животные обитать в ледяной пустыне?
Задание 4 группе «Социологи»:
Выяснить, почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?
Распределение заданий внутри группы Высказывают мнение по поводу возникшей гипотезы.
Деление класса на 4 группы
Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки
Приложение 1 ЛР-2
РУД-2
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)
1.Мозговой штурм
Практическая работа в микрогруппахРабота 1 группы:
1 ученик- Какая зима в Артике?
2 ученик – Какое лето в Артике?
3 ученик -Как они влияют на климат Арктики?
4 ученик -Каковы природные условия в этой зоне?
5 ученик- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
Работа 2 группы:
1 ученик –
2 ученик –
3 ученик и т.д.
Микрогрупповая дискуссия:
обсуждение, выработка общего мнения или выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы
Вступают непосредственно в контакт с информацией (читают, слушают, смотрят). Планируют последовательность действий
ПУД-1
ПУД-2
КДУ-1 КДУ-2
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
Презентация итогов групповой работы
Презентация работы 1 группы:
клайстерПрезентация работы 2 группы:
таблица.
Презентация работы 3группы:
иллюстрации
Презентация работы 4 группы:
рассказ
Коллективная дискуссия
-Так, почему в арктической зоне суровые климатические условия?
- Почему так необычно названы моря и острова?
3)Вывод, обобщение по уроку:
В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, животные и птицы и даже выращивают своих детенышей
- Расскажите об Арктике по следующему плану:
1 строка – природная зона2 строка – описание зоны (2 прилагательных)3 строка – действие зоны (3 глагола)4 строка – ваше отношение к природной зоне (4 слова)5 строка – слово-обобщение, синоним.Арктика.Белая, ледяная.Морозит, метёт, удивляет.Царство льда и снега. Приложение2ПДУ-1
ПДУ-2
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)
Коллективное обсуждение:
Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.
Литы оценки и самооценки
Критерий(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Мояоценка Оценка группы Комментарий
учителя
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы      
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения      
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать      
ЛР-1
Приложение 1
Инструкция для работы 1 группы
Раздаточный материал для географов:
Картины “Северное сияние”, “Ледяная пустыня”.
Теллурий.
Энциклопедия
Карточка – помогайка:

Задание 1 –выяснить, где находиться зона ледяных пустынь
Задание 2- узнать какая зима в Арктике?
Задание 3- узнать какое лето в Арктике?
Задание 4- изучить климатические условия в Арктике
Задание 5- проанализировать информацию и сделать вывод о суровых климатических условиях в арктической зоне
Общее задание для группы: создать информационный кластер «Неживая природа Арктики»
Приложение 2