Сценарий НОД Играем в математику (по сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева)


Сценарий НОД «Играем в математику»
по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» в средней группе.
Цели:
Обучающие: - закреплять умение считать в пределах 5;
- устанавливать равенство предметов;
- упражнять в сравнении предметов по ширине, высоте:
- формировать умение составлять фигуры из палочек Кюизенера;
- упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.
Развивающие: - развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, интонационную выразительность.
Воспитательные: - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выражать сочувствие, сопереживание, желание помочь попавшему в беду.
Материал и оборудование: палочки Кюизенера, карта маршрута, кубики «Сложи узор», снежинки, изображение деревьев, дорожки (широкая и узкая).
Методы и приемы.
Словесные: художественное слово, объяснение, напоминание, вопросы, поощрение, анализ деятельности.
Наглядные: использование декораций, театральных кукол (ростовых)
Игровые: игра – приветствие «Сказка-сказка, к нам приди», игра «Поймай оленя».
Практические: выполнение заданий сказочных героев.
Действующие лица: сказочник, Герда, Кай, Маленькая разбойница, Снежная королева.
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», просмотр одноименного мультфильма, разучивание игры «Поймай оленя», изготовление атрибутов и «ростовых» кукол.
Содержание организованной деятельности
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: сегодня мы будем играть в математику, но в математику не простую, а сказочную, но для этого нам нужно позвать сказку в гости, повторяйте за мной:
Сказка, в гости к нам приди,
Волшебство всем покажи.
Кажется, к нам кто-то стучится.
Входит сказочник.
Сказочник: Здравствуйте, ребята! Я – студент-сказочник. Сегодня я хочу вам рассказать сказку о маленькой девочке Герде, она разыскивает своего друга Кая. Мальчика похитила Снежная королева и унесла в свое царство злая волшебница Снежная королева, она превратила сердце Кая в кусок льда. Герде понадобится ваша помощь. Вы согласны помочь ей?
Дети: Да!
Сказочник: Тогда повторяйте за мной:
Снип – снап – снуре,
Пуре – базелюре!
Сказка начинается.
(сказочник исчезает)
Воспитатель: Сказочник исчез, а где же нам найти Герду не сказал. Может быть, нам еще раз повторить волшебные слова? Давайте попробуем.
Снип – снап – снуре,
Пуре – базелюре!
Дети повторяют слова, слышен чей-то плач.
Воспитатель: Кажется, кто-то плачет?
(Герда сидит и плачет)
Воспитатель: Что случилось? Почему ты плачешь?
Герда: Снежная королева увезла с собой Кая. Что же мне делать? Как спасти его?
Воспитатель: Смотри, сколько у тебя друзей. Мы постараемся помочь тебе. Правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы все вместе пойдем искать Кая.
(Дети идут по кругу за воспитателем)
Воспитатель: Смотрите, это, наверное, следы Снежной королевы. А это что такое? (Обращает внимание детей на карту, которая лежит среди снежинок (следов)). Это сказочник нам помогает. Он оставил карту, на которой отмечен путь в страну Снежной королевы.
Дети рассматривают карту и находят на ней изображение леса.
Воспитатель: Аня, а как ты догадалась, что нам надо будет идти через лес?
Ребенок: На карте изображено много деревьев, а их много только в лесу.
Воспитатель: Правильно, Наша дорога идет через лес. В лесу нас ждет много неожиданностей, надо подготовиться к такому путешествию.
Физкультминутка
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем
Как упрямые все дети
Скажем «Нет!» всему на свете
(Вращение головой)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать
Раз, два, три, четыре, пять
(Приседания)
Напоследок пошагаем –
Выше ноги поднимаем.
(Ходьба на месте)
Воспитатель: Чтобы в лесу не заблудиться, пойдем по дорожке, отмеченной на карте. Матвей, сколько дорожек отмечено на карте?
Ребенок: На карте отмечены две дорожки.
Воспитатель: Что можно сказать об этих дорожках?
Ребенок: Одна дорожка узкая, другая – широкая.
Воспитатель: По какой же нам идти? Давайте сделаем так: девочки пойдут по узкой дорожке, а мальчики по широкой. Боря, ты понял, по какой дорожке пойдут мальчики?
Ребенок: Мальчики пойдут по широкой дорожке.
Воспитатель: Алина, а по какой дорожке идут девочки?
Ребенок: Девочки идут по узкой дорожке.
Воспитатель: Все правильно. Сейчас мы отправимся в путь, не перепутайте только дорожки. Встречаемся вот у той елки.
Дети идут по дорожкам.
Из-за елки выходит Маленькая разбойница.
Маленькая разбойница: Кто это ходит по моему лесу, моих зверей пугает?
Воспитатель: Здравствуй, милая девочка.
Маленькая разбойница: Никакая я вам не милая.
Воспитатель: Эту девочку зовут Герда. Она ищет своего друга Кая, а мы ей помогаем. Милая девочка, помоги ей найти Кая.
Маленькая разбойница: Вот еще придумали. Я никогда никому не помогаю просто так. Вот если вы правильно назовете деревья и сможете сравнить их по высоте, тогда я еще подумаю - помочь вам или нет.
Маленькая разбойница показывает картинки с изображением деревьев (ель, береза, дуб, рябина, яблоня).
Маленькая разбойница: Назовите первое дерево, назовите второе дерево (третье, четвертое, пятое). Как-то мало у меня елок в лесу.
Воспитатель: Мы тебе в этом поможем. Сейчас с ребятами выложим елочки из палочек Кюизенера, но сначала мы рассмотрим елочку. Верхние ветки у нее самые короткие, ниже – ветки длиннее, а внизу самые длинные. Малика, повтори, пожалуйста, где расположены короткие ветки.
Ребенок: Короткие ветки расположены на верхушке ели, чем ниже, тем ветки длиннее.
Воспитатель: А чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них зарядку.
Пальчиковая гимнастика
Пальчики могут не только играть
(сжимание и разжимание пальчиков)
Могут они нам во всем помогать.
(загибаем мизинец)
Могут строить, лепить
(загибаем безымянный и средний палец)
Рисовать и в группе убрать
(загибаем указательный и большой пальцы)
Все сделают быстро они и умело,
Смело возьмутся за трудное дело
(сжимание и разжимание пальчиков)
Дети выполняют задание. Маленькая разбойница наблюдает за работой.
Воспитатель: Все, девочка, мы помогли тебе, помоги и ты нам.
Маленькая разбойница: Нет, я не умею помогать. А еще у меня сбежали зайчики из клетки, помогите их мне найти и сосчитать.
Дети находят зайчиков под елкой, на пеньке, за пеньком, справа от елки, слева от елки.
Воспитатель: Ты теперь поняла, что значит помогать? Это значит делать кому-то приятное. Но мы забыли пересчитать зайчиков. Данил, сосчитай всех зайчиков.
Ребенок: Один, два, три, четыре, пять. Мы нашли пять зайчиков.
Маленькая разбойница: Я подарю Герде северного оленя. А остальных оленей вы поймаете сами.
Подвижная игра «Поймай оленя»
Мальчики встают в круг, девочки встают за кругом. Под музыку девочки бегут по кругу. Как только музыка прекращается, девочки выбирают себе того «оленя», у которого остановились. Встают парами друг за другом. Мальчики изображают оленя, скрестив руки над головой, девочки берут мальчиков за талию, дети идут по кругу.
Воспитатель: Вот мы и у замка Снежной королевы. Вот и Кай. Он складывает узор из цветных льдинок.
Воспитатель: Кай, дружочек дорогой,
Поспешим скорей домой.
Кай: Не мешайте мне, я должен выложить узор из льдинок.
Воспитатель: Кай, пойдем с нами.
Появляется Снежная королева (воспитатель накидывает накидку Снежной королевы)
Снежная королева: Кто вы такие? Как посмели нарушить мой покой?
Герда: Мы пришли за Каем, отпусти его, пожалуйста, домой.
Снежная королева: Нет, он не выполнил моего задания.
Герда: А если мы выполним твое задание, вы отпустите его?
Снежная королева: Посмотрим.
Дидактическая игра «Выложи узор».
Дети выполняют работу на полу.
Снежная королева: Вы все молодцы, справились с заданием, но я вас не отпущу, я заморожу вас здесь навсегда.
Подвижная игра «Замерзшая фигура»
Тот, кого заденет Снежная королева застывает на месте, но его спасает Герда своим теплом.
Снежная королева: Вижу, вы не боитесь меня. Вы такие дружные, добрые, так и быть, отпущу я с вами Кая, идите домой.
Снежная королева исчезает.
Воспитатель: Нам с вами пора возвращаться в детский сад, а Герде с Каем домой.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем змейкой по группе)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте простимся со сказкой.
(Дети встают в круг)
Воспитатель: Сказка в гости приходила,
Волшебство нам приносила.
Вот герои нашей сказки (показывают героев – кукол)
Всех мы знаем без подсказки.
Все задания сделали,
Мы умные и смелые.
Кая из беды спасли,
Герде милой помогли.
Маленькой разбойнице радость принесли.
До свидания, сказка, не новая
Всем давным-давно знакомая.
К нам почаще приходи,
С собою радость приноси.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились: помогли Герде спасти Кая, маленькой разбойнице стать доброй. Понравилась ли вам сказочная математика? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).
Мне тоже понравилось играть с вами. В следующий раз мы позовем математику в другую сказку.