Краткосрочный план урока литературы Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена « Снежная королева»


Краткосрочный план
Предмет:
Литературное чтение
6 класс Дата
24.10.2014г
Тема: Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена
« Снежная королева».
Цель : Познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; - развивать у учащихся умения анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал;
- воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.
Ожидаемые результаты: А) Знать содержание сказки и главных героев. Знать биографию писателя.
В)Уметь анализировать прочитанное, логически мыслить.
С)Обобщать и оценивать литературный материал, раскрывать проблемы, положенные автором в основу сказки.
Оборудование : выставка книг Х.К.Андерсена, рисунки учащихся, отрывки из фильма «Снежная королева», аудиозапись «Вальса цветов» П.И.Чайковского, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Орг. момент Психологический настрой. Деление на группы. Учитель раздает ученикам «сердца» и желает им хорошего настроения и успехов на уроке. Настраиваются на позитивный урок, делятся на группы
Вступительная часть Негромко звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
(материалы Единой коллекции ЦОР «Балет «Щелкунчик».Действие 2. Картина 3. Вальс цветов. Па-де-де. (№25649)») (слайды 3-6)В цветущей Дании, где свет
увидел я, Берет мой мир свое начало; На датском языке мать песни
мне певала, Шептала сказки мне родимая
моя... Люблю тебя, родных морей волна, Люблю я вас, старинные курганы, Цветы садов, родных лесов
поляны, Люблю тебя, отцов моих страна.
Учитель:На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания_ маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
(слайд 7)
Сказки Андерсена знакомы вам с детства.
Назовите сказочных героев, созданных великим писателем.
Из каких они сказок?
Кто из героев сказок вам понравился больше? Чем?
Что вы знаете о жизни Андерсена?
Сообщения заранее подготовленных учащихся.
(материалы Единой коллекции ЦОР «Биография Андерсена (№ 203124)»)
. Под музыку и сопровождение слайдов ученик читает стих
Рассматривают карту на слайде
Вспоминают, предлагают свои ответы

1-й ученик.

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился в1805 году в городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».
(слайд 8)
2-й ученик.
Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

3-й ученик.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ханс Кристиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии.
4-й ученик.

Шесть лет спустя Ханс Кристиан Андерсен поступил в университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.
(слайд 9)
(материалы Единой коллекции ЦОР «А.В.Кокорин. Портрет Х.К.Андерсена.(№203088)»)5-й ученик.
Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.
( слайд 10)
(материалы Единой коллекции ЦОР «Андерсен у калитки дома(фото)(№203469)»)
Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Х.К.Андерсену.
(слайд 11)
А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя.
(слайд 12)
Основная часть
Работа над сказкой «Снежная королева».
Учитель. Ханс Кристиан Андерсен писал: «Моя жизнь – это прекрасная сказка». А давайте с вами вспомним, что такое сказка. Кластер
- Какие сказки называют литературными?
- Какие литературные сказки вы можете назвать?
- Вам понравилась сказка «Снежная королева»?
Учитель. Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг. Кластер

- Кого вы считаете истинным другом?
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?
- Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

Рассмотрите карту путешествий Герды и назовите этапы пути, которые ей
пришлось пройти в поисках Кая.
(слайд 15)
Учитель. Различные герои встретились Герде. Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней.
Работа с таблицей.
(слайд 16)
Персонажи Черты их характера
которые помогли Герде
1 группа
которые враждуют с Гердой2 группа
Учитель. Давайте вспомним, какие художественные средства использует автор для создания образа героя?
К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие
эпитеты и сравнения.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Встреча Герды с
разбойницей.
(слайд 18)
(материалы Единой коллекции ЦОР «Фрагмент из кинофильма «Снежная королева». Встреча Герды с разбойницей.(№203407)»). - Как режиссёр показывает перемены, происходящие с маленькой разбойницей во время встречи с Гердой?

Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей. Финка говорит, что Герде «служат люди и животные».
- Как вы думаете, почему?
- Какая сила жила в сердце Герды?
Защищают постеры. Группы оценивают активность друг друга «Светофор»
Высказавают свои мнения
Защищают постеры. Группы оценивают активность друг друга «Смайлики»
Высказавают свои мнения
Группы вспоминают этапы и кратко рассказывают сюжет по картинкам Группы оценивают активность друг друга «Хлопки»
Группы описывают персонажей, защищают перед классом, оценивают активность друг друга «Светофор»
Вспоминают, анализируют, описывают.
1 группа- Герда
2 группа- Снежная королева
Группы оценивают активность друг друга «Хлопки»
Смотрят фрагмент фильма, анализируют, высказывают свои мнения
Заключительная часть Перескажите финальную сцену «Герда во дворце снежной королевы».
(слайд 19)
Учитель. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай
возвращаются домой.
(слайд 20)
(материалы Единой коллекции ЦОР «Фрагмент из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай возвращаются домой»).Подведение итогов.
(слайд 21)
Учитель. Константин Паустовский сказал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом» А чему вас научил Андерсен?
Помните пожелания великого сказочника:
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!
Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»
Пересказывают финальную сцену
Смотрят фрагмент фильма, анализируют, высказывают свои мнения
Ответы учащихся
Пишут пожелания в «сердца» и дарят их друг другу.
Д/з.
Суммативное оценивание
Рефлексия Домашнее задание.
(слайд 22)
Прочитать сказку Андерсена (по выбору);
написать сочинение-миниатюру «Чему меня научил Андерсен?».

Главным для меня на уроке было то, …
Меня порадовало на уроке то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Итогом урока считаю …
Я рад, что…