Внеклассное мероприятие «ЗНАЙ И ЛЮБИ ПРИРОДУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ЗНАЙ И ЛЮБИ ПРИРОДУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»
Цель: прививать бережное отношение к окружающей природе; воспитывать любовь к Родине; изучать природу своего края.
Оборудование: костюмы царя, мудреца, лисёнка, бельчонка, лесовушки, Гонца, мешочек с орехами, коллекция лекарственных трав.Учитель : Где бы ни жил человек, в городе, или в селе, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.
Ребята, давайте отгадаем кроссворд!
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он забияка,
Поутру - часы.
(петух)Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.
(сова)
Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(комар)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
(бобры)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
Хвост пушистый
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(лиса)
Какое же слово получилось в выделенных клеточках. (Помоги)


пе т у хс о в а к о м а рб о б рыс е г г рьл и с а Почему же у нас появилось такое волнующее слово?
Да потому, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей природе.
Послушайте стихотворение ЛадонниковаДикарь в лесу
Хозяйка- белочка в лесу
Орехи собирала
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко!
Стал гнуть орешину - сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе, довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Скажите: как вёл себя в лесу этот мальчик? Положительно или отрицательно его действия отразились на природе?
Давайте попробуем оценить действия человека. Рассмотрим условные знаки и поместим их под сигналами.
Зелёный - положительное влияние человека на природу.
Красный – отрицательное.
- Загрязнение воды заводами, фабриками
- Развешивание кормушек для птиц
- Мусор в лесу
- Очистительные фильтры на трубах
- Костры в лесу
- Охота
Иногда человек необдуманно совершает такие поступки, о последствиях которых ему долгое время приходится жалеть. Человек загрязняет окружающую среду, истребляет жи-вотных и растения.
Давайте выполним такое задание. Разделитесь на две группы. Одна будет приводить примеры положительного, а вторая- отрицательного влияния человека на природу.
- А теперь я предлагаю тест.
Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.
Ход праздника
Девочка:Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей.
С вами познакомиться хочу я поскорей
…….меня зовут
Люблю я шутки, смех
А ваши имена
Узнаю сразу все.
Ну-ка вместе: раз, два, три,
Своё имя назови.
Игра «Знакомство»
Нашему знакомству очень рада я
Пригласить вас на прогулку в лес хочу, друзья.
Там сейчас так хорошо -
Радостно, красиво и светло.
Весенний воздух свеж и чист,
И зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Если вы готовы отправляться, друзья,
На меня смотрите и делайте как я.
Игра «Путешествие»
(Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют)
-Выходим из дома и идём по тротуару (топают ногами)
-Сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие листья под ногами шуршат (скользящие движения ногами)
-Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь)
-А сейчас по деревянному мосточку через реку (хлопки ладонью по коленям)
-Речку перешли и снова идём по песочку
-А теперь по листьям
-Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны)
-А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям) -А теперь кустик, прыгаем
Вот мы и приземлились,
В лесу очутились.
Лесовушка:Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Кто я сразу не поймёшь,
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдёшь.
Домик мой в глуши лесной
Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы
Льётся солнце с высоты.
Охраняю лес густой,
И друзья мои со мной:
Белки, ёжики, кроты,
Будь же другом мне и ты!
Белка:Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лисичка:Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку!
Ты должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо их показать!
Лесовушка:А сейчас для вас, ребята, загадки. И все они о цветочках наших лесных, так что можете отвечать хором.
Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега,
От снега очищается и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине…(п….к)
В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно,
Головка голубая и длинные стебелёк,
Но кто ж его не знает? Это …(в….к)
Знакома с детства каждому их белая рубашка,
С серёдкой ярко-жёлтой. Что за цветок…(р….а)
Вышли тёмно - голубые в поле на бугорчики,
Это цветики степные. Это…(к….и)
Приятно в саду прогуляться, искать освежающей тени,
Вдыхать аромат, наслаждаться, присев под кустами…(с….и)
Лисичка: Молодцы, ребята! Хорошо загадки отгадываете! А сейчас я хочу с вами поиграть. Хочу проверить знаете ли вы деревья. Я буду называть разные деревья. Если они растут на Кубани- хлопок в ладоши, если нет- молчание. Итак, да - хлопок, нет- мол-чок. Слушайте внимательно.
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза. Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза. Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин. Липа. Клён. Баобаб. Мандарин.
Смотри-ка, молодцы! А сейчас быстро буду называть.
Слива. Осина. Каштан. Кофе. Рябина. Платан. Дуб. Кипарис. Алыча. Тополь. Сосна. Каланча.
Белка: Молодцы, ребятки! Вы, оказывается и про деревья всё - всё знаете! А вот я хочу проверить. Знаете ли вы про лекарственные растения.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!А задания для вас вот такое: сейчас я покажу вам карточки, на которых нарисованы лекарственные растения. Вы должны эти растения назвать, да ещё и объяснить, от каких болезней они помогают. (Подорожник, крапива, мать-и-мачеха, шиповник, ромашка и другие.)
Белка: И ещё одна игра для вас. Вы видите у меня в руках мешочек. Как вы думаете, что в нём? Что я принесла? Ну, конечно, орешки! Ну-ка ребятки, попробуйте отгадать, сколько у меня в мешочке орешков?
Лисичка: Молодцы, ребята! Белка орешки любит, а я птичек просто обожаю (облизывается). Поэтому я хочу проверить, знаете ли вы птиц. Я хочу вам загадки про птичек загадать.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс…(павлин)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаёте? Это…(цапля)Мы построим вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей …(скворец)
Ночь, как смоль черным - черна,
Серой птице не до сна:
Меж, кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит,
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет- станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает…(сова)
Лесовушка: а ещё я хочу с вами поиграть в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Что неправильно? А мухи - это кто? Правильно, насекомые! И ещё раз.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
Лесовушка: Ну вот ребята, мы и проверили, как вы знаете наш край лесной. Наступит лето. А вы в лес за грибами да ягодами ходить любите? (дети отвечают). Не забывайте, что в лесу нужно соблюдать чистоту, чтобы не оставались после вас на полянках «консервные банки» да из-под пепси «склянки»!
Автор:На поляне год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк,
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Он привык всё покорять,
И не может он понять,
Сам себе ведь он вредит!
Вот, что сказка говорит:
В море остров был крутой
Город был на нём большой
Весь в зелёных насажденьях!
Ах! Какое наслажденье
В чудных тех лесах гулять,
Чистым воздухом дышать.
По лугам, лесам бродить,
Ключевой воды испить!
Море вкруг него бурлит,
Рыбой, крабами кишит.
Все в том городе богаты,
Изб нет, кругом палаты.
Правил там - премудрый царь,
Справедливый государь.
В долгом времени аль в скоре
Приключилося им горе.
Царь:Увеличить чтоб доход,
Я решил завесть завод,
Чтоб консервы выпускать,
За границу отправлять.
И валюта день-деньской
Будет течь в казну рекой!
Автор:Царско слово не рушимо
Вскоре был завод воздвигнут:
Поршни новые блестят,
На трубе огни горят.
В море лодки выплывают,
Сети новые бросают,
Рыбу ловят там и тут,
На завод её везут.
Там консервы выпускают,
За границу отправляют.
Рыбка:Грязь же в море всю сливают,
От неё всё погибает.
Если в сеть не попадёшься,
Так в отходах захлебнёшься.
Жить здесь стало очень худо,
Надо плыть скорей отсюда!
Автор:Много времени проходит…
Вот к царю гонец приходит.
Гонец:В свете есть такое диво,
Вот идёт молва правдиво-
Матерьялы нынче есть
Что не можно глаз отвесть:
И красивы, и практичны,
И легки, и нетоксичны!
Правду молвят или лгут-
Их пластмассами зовут.
Царь:Это диво б я хотел
Перенесть и в свой удел!
И уж выписать готов
Я заморских мастеров.
Трубы, технику…
Автор:И вот стал работать химзавод.
Здесь пластмассы выпускают,
За границу отправляют.
И валюта день-деньской
Так и льёт в казну рекой!
Дни за днями - год проходит,
Вновь к царю гонец приходит.
Гонец:Вокруг нас уж целый год
Вот о чём молва идёт:
Жидкость из земли качают,
В перегонку отправляют.
Да в машины заправляют.
Это диво там и тут
Чёрным золотом зовут.
Автор:И весь остров сотрясая,
Появилась буровая.
Нефть из недр Земли качают,
За границу отправляют.
И валюта день-деньской
Так и льёт в казну рекой.
Царь доходы всё считает,
За хозяйством наблюдает.
Тут бы сказку и закончить.
Только царь встревожен очень.
Месяц в думу погружён,
Он забыл покой и сон.
Мглой окутан чудный остров,
Стало жит на нём непросто.
Чахнут рощи день за днём,
Грязью залит водоём.
Кислый дождь стучит по крыше,
Пенья птиц давно не слышно.
Всё живое пропадает…
В общем остров погибает.
Царь:Чтобы остров мой спасти,
Я к мудрецу решил пойти.
Что мне делать? Как мне быть?
Мудрец:Остров чтоб не погубить,
Буровую ты закрой,
Очистные здесь построй,
Вылов рыбы ограничь.
Хвойных больше посади,
Да за выбросом следи,
Чтобы воздух и вода,
Были чистыми всегда.
Автор:Сказка-ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок.
Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»
Он кричит всему народу:
«Надо всем беречь природу!»
Коль беречь её не будем-
Сами мы себя погубим.
Смотрю на глобус, шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус- шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы - не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»