Роль выполнения домашнего задания для развития физических качеств


Роль выполнения домашнего задания
для развития физических качеств
Для нормального физического развития детского организма необходимо ежедневно не менее 2-х ч активных занятий физическими упражнениями. Двигательную активность необходимо восполнить занятиями дома с помощью самостоятельных упражнений и игр, которые повышают умственную работоспособность, укрепляют здоровье, развивают двигательные качества, заполняют свободное время школьника активными занятиями.
Домашние задания по физкультуре складываются из выполнения комплексов утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз во время приготовления уроков по другим предметам, упражнений на силу, гибкость, быстроту, координацию движений, направленных на развитие или поддержание данного качества. Они предусмотрены на весь учебный год. Дополняют их новые задания по мере прохождения программного материала – игровые упражнения, оздоровительный бег, подвижные и спортивные игры.
Формы проведения домашнего задания
Утренняя гигиеническая гимнастика. Выполнение утренней гигиенической гимнастики способствует более быстрой приспособляемости организма к режиму дня, формированию правильной осанки и оздоровлению, воспитывает у ребенка дисциплинированность, организованность.
Методические указания, рекомендации:
Последовательность выполнения упражнений должна быть «сверху-вниз». В работу должны включаться все основные группы мышц.
Упражнения в подтягивании (темп медленный). Повторить 6-8 раз. Выполнить с полной амплитудой.
Упражнения для мышц туловища – наклоны, повороты, вращения; для мышц ног – махи, приседания, выпады; для мышц плечевого пояса и рук – круги, рывки, сгибания и разгибания; а также упражнения в сочетании.Одним и тем же комплексом пользуются две недели, после чего его частично обновляют.
После выполнения утренней гигиенической гимнастики необходимо принять водные процедуры.
Физкультурная пауза. Установлено, что активное внимание и работоспособность учащихся начальных классов сохраняется в течение 20-25 мин. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает продолжительное раздражение отдельных участков коры головного мозга. А если разрешить детям подвигаться 2-3 минуты, их работоспособность улучшается ещё на 20 мин.
Методические указания:
Физкультурная пауза проводится спустя 20-25 мин после начала выполнения домашнего задания в зависимости от умственной и физической усталости школьника.
Комплекс состоит из 4-5 упражнений, которые выполняются в течение 3-4 мин в среднем и быстром темпе по 6-8 раз, с обязательным включением упражнений на осанку.
Комплексы выполняются в течение 2 недель и со временем частично полностью обновляться.
Общеразвивающие упражнения по развитию физических качеств и простейших двигательных навыков при выполнении домашних заданий включают в себя различные наклоны туловища, поднимание ног из положения сидя и лежа, поднимание туловища из положения лежа, приседания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, подтягивания, прыжки, прыжки через скакалку и др. эти упражнения рассчитаны на развитие всех двигательных качеств и охватывают все основные группы мышц. Учитывая возраст учащихся, содержание комплексов постоянных домашних заданий несколько изменяется в сторону усложнения. Однако в основе учета их выполнения остается принцип общего количества повторений.
При выполнении домашних заданий должны учитываться физическое развитие и подготовленность учащихся. Важен момент определения первоначальных возможностей ученика при выполнении домашнего задания для определения его максимального результата, дальнейшего роста. Контроль за выполнением домашнего задания осуществляется учителем один раз в четверть.
Примерные упражнения постоянных домашних заданий:
Приседания для развития силы ног, общей и силовой выносливости.
Прыжки вверх с поворотом для развития ловкости, координации движений.
Броски мяча вверх обеими руками для развития быстроты движений , ловкости рук, координации движений.
Прыжки со скакалкой для развития координации движений, силы ног, прыгучести, общей и силовой выносливости.
Поднимание туловища из положения лежа на спине, для развития мышц брюшного пресса, силовой и общей выносливости.
Поднимание прямых ног из положения лежа на спине до угла 90* для развития мышц брюшного пресса, гибкости, общей и силовой выносливости
Наклоны вперед для развития гибкости, равновесия, общей выносливости.
Сгибание разгибание рук в упоре лежа для развития силы рук, укрепления мышц брюшного пресса, спины, ног, развитие силовой и общей выносливости.
Прыжки вправо, влево для развития ловкости, чувства ритма, выносливости.
Броски в стену и ловля мяча на расстоянии 2 м для развития быстроты движений, ловкости, координации движений.
Подтягивание для развития силы рук, укрепления брюшного пресса, мышц груди и спины.
При оценивании нужно учитывать исходные данные учащегося. Если есть рост ребенка нужно поощрить хорошими оценками, если нет роста или же результаты ухудшились, тоже рекомендуется ставить соответствующие оценки. Контрольные уроки при проверке домашних заданий проводятся один раз за четверть.