Урок русского языка Одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами


Тема. Одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами
Цели: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о деепричастном обороте;
вырабатывать умение распознавать деепричастие, различать добавочное
действие и основное; отрабатывать навыки постановки знаков препинания
при деепричастном обороте;
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки работы с текстом,
творческие способности школьников; повышать уровень коммуникативной
компетентности, компетентности самообразования и саморазвития,
компетентности продуктивной творческой деятельности;
воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: усвоение и первичное закрепление знаний
Оборудование: учебник, учебный текст, репродукция картины Е.Кибрика «Тарас и сыновья»

План урока
1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Устный ответ «Что я знаю о деепричастии».
Памятка «Требования к устному ответу на лингвистическую тему»
1.Устный ответ должен быть полным, доказательным, выдвигаемые положения
необходимо иллюстрировать собственными примерами.
2. Материал должен быть изложен последовательно и оформлен грамотно с
речевой точки зрения.
3. Полный ответ должен включать четкое определение деепричастия,
указание на его грамматические признаки и синтаксическую роль.
2) Проверка домашнего задания.
Чтение сочинения-метаморфозы, которое начинается с фразы «Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в деепричастие».

3. Объявление темы и целей урока.
4. Восприятие учащимися учебного материала. 1) Слово учителя. Вы уже знаете, что деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Известно, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми.
2) Работа с учебником. Чтение теоретического материала учебника (с. 152).
3) Учитель. Но деепричастия могут быть коварными. Они так и ждут случая, чтобы подставить ножку». Послушайте текст и найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота.
Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят. Он не понимал, почему они смеются.
Учитель. - Давайте поможем Олегу найти ошибку и исправить предложение. - Почему нельзя так построить фразу? - Можем ли мы в данном предложении использовать деепричастие? Перестройте предложение.
4) Стилистический эксперимент.
- Найдите ошибки в предложениях и исправьте их. Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа. Подходя к лесу, мне стало холодно. Увидев её, она показалась ему ещё лучше.
- Замените, где это возможно, один из глаголов деепричастием.
Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. Малыш напевал и хлопал в ладоши. Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.

5. Первичное закрепление знаний.
1) Осложненное списывание
А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на … таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. <…> Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. <…> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения? - Каков стиль этого отрывка? - Назовите глаголы, обозначающие основное действие. – С помощью каких языковых средств автор уточняет действие, выраженное глаголом? - Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку. – Почему между деепричастными оборотами сверкая очами и блеща медными доспехами запятая не ставится? - В чем различие в постановке знаков препинания при одиночных причастиях и одиночных деепричастиях? При причастном и деепричастном оборотах?
2) Развитие речи. Культура речи.
Рассмотрите репродукцию картины Е.Кибрика «Тарас и сыновья». Устно опишите Тараса Бульбу и его сыновей, используя репродукцию и текст упражнения 393. Используйте в речи деепричастия и деепричастные обороты.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1) На уровне усвоения учебного материала.
2) На эмоциональном уровне.
7. Домашнее задание: с.152 – выучить правила; выполнить упражнение 396.