Открытое логопедическое занятие по формированию навыка подбора проверочных слов.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №73
Открытое логопедическое занятие по формированию
навыка подбора проверочных слов.
Учитель-логопед: Ерохова Юлия Ивановна
МОСКВА
2015г
Логопедическая тема: совершенствование навыка морфемного анализа слов.
Грамматическая тема: упражнения в подборе проверочных слов для проверки безударных гласных в корнях слов.
Цель: тренировать детей подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных в корнях слов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся об однокоренных словах;
- формировать навык подбора проверочных слов для проверки безударных гласных в корнях слов;
- актуализировать и расширять активный лексический запас;
- развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать слуховую дифференциацию ударных и безударных гласных звуков;
- совершенствовать навык морфемного анализа слов;
- корригировать и развивать зрительный гнозис;
- корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;
- развивать внимание, память;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку учащихся;
- проводить работу по профилактике нарушения зрения;
- чередовать статические и динамические задания;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, тетради, ручки.
Ход занятия.
Этапы
занятия Виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность учащихся Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I.Организационный момент. Установление контакта педагога с учащимися.
Проверка готовности к занятию. Приветствие.
Учащиеся встают у своих парт, приветствуют гостей.
Проверяют готовность к занятию. Подготовить учащихся к плодотворной работе в течение всего занятия.
II. Развитие дыхания, зрительного и слухоречевого внимания, мелкой ручной моторики. Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
- «Пианино»
- «Су-Джок»
3. Прослушать, запомнить, повторить ряд слов.
Сообщение темы занятия.
Контроль правильности выполнения упражнений.
Педагог показывает движения.
Педагог произносит ряд слов: Лес, лесок, лесной, лесник.
Объедините эти слова одним названием (сходство по смыслу и наличию общего корня).
- Сегодня мы с вами будем упражняться в подборе проверочных для проверки безударных гласных в корне слова. Выполнение дыхательных упражнений.
Выполнение движений руками.
Дети повторяют слова и дают им характеристику. Учить детей правильному дыханию, задерживать дыхание, тянуть выдох.
Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
Развивать слуховую память, учить на слух определять принадлежность слов к группе.
III. Основная часть. 1. Развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания.
2. Сравнительный анализ ударных и безударных гласных звуков, выявление трудностей при записи слов с безударным гласным в корне слова.

3. Упражнение в выборе проверочных слов для проверки безударных гласных в корне слова, из ряда однокоренных слов.
4.Динамическая пауза.
5. Игра «Шрифты».
6. Работа у доски с опорой на предметные картинки.
7.Самостоятельная работа. Послушать внимательно, назвать общую часть и повторить слово, в корне которого гласный звук ударный: вода, водичка, водный, водянистый.
- Послушайте слова, назовите общую часть и слово с ударным гласным в корне.
- Выпишите в тетрадь слова, выделите корень, поставьте ударение.
- Назовите слова, в которых ударение падает на гласный звук в корне.
- На доске две группы предложений с пропущенными гласными в корнях отдельных слов.
Папа л_вит рыбу. Рыбак т_щит сеть. Петя сел на тр_вку. Все _кна были раскрыты.
На ст_ле были книги. В с_лонку насыпали соль. Саша смотрит на _гонь.
- Почему у вас не возникло трудностей при выборе нужной буквы в первой группе предложений?
- Как же нам быть, если в корне слова встретится безударный гласный звук?
На доске вывешены слова
Трава
Волна
Какой корень в слове? Куда падает ударение?
-(травинка, травушка, травы, травка, травянистый, травяной)
-(волнистый ,волнение, волноваться, волны)
Педагог говорит:
Достаю мою расчёску,    береги свою .................
Вот стрекочет стрекоза, закрывай скорей ...........
Дрессированный барбос  Откусить мне хочет ............
С дерева упали груши,  ухвати себя за  ...............
Очень вкусный бутерброд, открывай скорее  .............
В  зале зажигают  свечи, Распрямляй, дружочек,  .........
Если  не подшиты брюки, ты поставь на пояс ..................
Скачут по лесу  олени, Обними свои ................
На штанах стоят заплатки, отрывай от пола ................
Педагог раздает карточки, где разным шрифтом написаны буквы.
МЧкОЛисАОеКлОьЙПедагог вывешивает картинки где изображены: зима, река.
На доске записаны слова:
Столы
Лиса
Ребро
Тяну
Пляшу
Учащиеся слушают слова, находят слова, в корне которого гласный ударный, выписывают их в тетрадь. Выделяют корень, ставят ударение.
Учащиеся сначала читают предложения, объясняют, где было легко вставить пропущенные буквы, а где трудно и почему. Записывают предложения, вставляют пропущенные буквы, в этих словах выделяют корни, ставят ударение.
Учащиеся читают слова, подбирают однокоренные и выбирают из них проверочные. Затем из подобранных однокоренных слов, выписывают проверочные.
Дети выполняют движения под стихотворение учителя.
Дети находят слова, написанные одним шрифтом.
Дети подбирают проверочные слова. Записывают в тетрадь.
Учащиеся читают слова, выписывают их, выделяют корень, ставят ударение, подбирают проверочное слово. Развивать слухоречевое восприятие учащихся.
Развивать внимание, память. Учить детей подбирать проверочные слова, для проверки слов с безударным гласным в корне слов.
Учить подбирать однокоренные слова, находить среди них проверочное.
Развивать внимание, зоркость, умение работать самостоятельно.
Закрепить знания в подборе однокоренных слов и нахождении проверочного слова.
Закрепить умение подбирать проверочные однокоренные слова, находить в них корень.
IV. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся на занятии. Педагог предлагает детям вспомнить, что они выполняли на занятии. Дети отвечают, что им запомнилось и особенно понравилось. Обобщить тему занятия. Развивать долговременную память.
Список литературы: Яковлева Н.Н. «Преодоление нарушений письменной речи» КАРО 2011; Журжина Ш.В., Костромина Н.В. «дидактический материал по русскому языку» М Просвещение 1988.