Доклад на тему Возможности кабинета для развития функциональной грамотности учащихся


Тема: «Возможности кабинета для развития функциональной грамотности учащихся»
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно, сочетая в своей работе современные образовательные педагогические технологии.
Учитель имеет мощное средство для развития и формирования личности – свои знания и устремления, личные качества, учебный потенциал своего предмета, возможности своих уроков. Программа по русскому языку определяет объем знаний, умений и навыков учащихся, а учитель намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методологического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в обучении.
Кабинет-мультимедиа (мультимедиа — информационная система, обеспечивающая одновременное представление информации в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд) позволяет сконцентрировать в одном месте средства обучения, их использование и предусмотреть рациональное размещение и хранение.
Создание кабинета требует от словесника дополнительных сил и постоянного внимания к организационно-техническим вопросам.
Всё оформление и оснащение кабинета направлены на развитие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения русскому языку. Предназначенный, прежде всего, для проведения уроков, учебный кабинет помогает проводить подготовку к внеклассным мероприятиям и индивидуальную работу по предмету. Вместе с тем кабинет является и творческой лабораторией, отражающий процесс формирования профессиональной компетентности учителя и способствующий повышению качества обученности школьников.
Оборудование и наглядность в кабинете должны соответствовать уровню современного научно-технического и гуманитарного прогресса (хочется отметить, что в данном кабинете оборудование 2005 года выпуска).
Таким образом, при изучении русского языка и литературы результаты труда и учителя и учащихся в значительной мере зависят от того, какими средствами обучения располагает учитель и насколько умело он использует их в ходе обучения предмету.
Компьютер является универсальным ТСО, которое сочетает в себе все достоинства своих предшественников, и имеет массу преимуществ перед ними. Это очевидно. Учитель может представить информацию дозировано, в любом режиме восприятия, ему достаточно просто управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных и печатных источников информации.
Психологи отмечают, что современные дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.
Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения.
Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для ученика.
Использование компьютеров и другого интерактивного оборудования на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке, так как учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, нужно составлять план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
В данном кабинете работаю третий год. В 2013-2014 учебном году следила за оборудованием кабинета, в 2014-2015 – пыталась собрать материал, общий для работы МО, совместно с учителями МО. В 2015-2016 учебном году нам помогли установить электронные учебники на каждый компьютер. В классе 15 посадочных мест для обучающихся, автоматизированное рабочее место учителя, интерактивная доска, проектор.
Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Для успешной работы учителей русского языка и литературы , для обучения школьников в электронном виде собраны следующие материалы: электронные учебники для классов с казахским и русским языком обучения (5-11 класс для классов естественно- математического, общественно-гуманитарного направления), отдельные папки: презентации к урокам русского языка, презентации к урокам литературы, музыка к урокам, видеоуроки, флипчарты по русскому языку, флипчарты по литературе, учебные видеофильмы, тестовые задания, физминутки и другие. Все это помогает учителю реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, повысить уровень наглядности, ввести элементы занимательности.
Несколько примеров, отражающих возможности кабинета, для развития функциональной грамотности учащихся:
*так с помощью компьютерных слайдов есть возможность представить динамическое изображение грамматического материала, что повышает интерес к нему( слайды- подготовка к проведению проверки техники чтения в 5-6 классах);
*наблюдая за происходящим на экране, учащиеся анализируют, систематизируют материал и делают вывод: на уроке по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Предлог» в 7В классе учащиеся на основе анализа теоретического и практического материала систематизировали приобретенные знания о предлогах. Учащиеся производили морфологический, синтаксический разборы предложений, редактировали их, исправляли ошибки в словосочетаниях, обосновывая все знанием правил, подбирали синонимические пары, при подведении итогов использовался опорный конспект «Предлог» (пример урока);
*на уроке словесности в 5Г классе по теме «А.П.Платонов «Волшебное кольцо» использовалась анимация (отрывок из мультфильма, музыка, ученики с удовольствием отвечали на вопросы других учеников (записанный вопрос и ответ) (показ примера);
*учащиеся, пропустившие урок, могут познакомиться с учебным материалом, посмотрев небольшой видеоурок ( например « Разбор словосочентания», «Стили речи», «Действительные и страдательные причастия», «Деепричастие» и другие) (пример видеоурока);
*работа с электронным учебником в 5Г классе по теме «Лексика»(«Контроль знаний»-пример).
ИКТ применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, на занятиях со слабоуспевающими, одаренными учащимися.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) представляют собой комплекс, включающий в себя элементы мультимедийного объяснения материала, интерактивные задания для выполнения, виртуальные лаборатории и тестовые вопросы для оценки знаний обучающихся. В настоящее время в системе электронного обучения для общеобразовательных школ доступен государственный образовательный контент, созданный в 2011-2013 г.г. по разным предметам, по предмету «Русский язык» материалы не созданы. (В интернете доступна Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
Вывод: Все эти формы организации обучения в кабинете-мультимедиа активизируют мыслительную деятельность учащихся, вызывают интерес к учению, формируют умение свободно оперировать речью (т.е. излагать свои мысли и понимать собеседника) в процессе речевого общения, учат применять полученные знания и умения на практике, в повседневной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем.
Творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок таким образом, что познавательная деятельность обучающихся будет носит технологический, развивающий эффект, таким образом, деятельностный подход станет основным в ходе обретения знаний для развития функциональной грамотности учащихся.
Рекомендации: Учителям русского языка и литературы , у которых количество учащихся в группе, классе до 15, один раз в неделю проводить уроки в данном кабинете. Как показывает практика, использование ТСО в преподавании русского языка как неродного (классы с казахским языком обучения) является сильным средством мотивации его изучения. Такое положение дел обязывает учителя приобретать навыки компьютерной грамотности, необходимые ему в учебном процессе.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно- научного цикла.Астана,2013
2. Методические рекомендации по использованию компьютерного и интерактивного оборудования в общеобразовательной школе.29.05.2015 Нациоанльная академия образования им.И.Алтынсарина.
3. Методические рекомендации по использованию ЦОР. – Астана: НАО
имени И. Алтынсарина, 2015. – 32 с.
4. https://edu.tatar.ru/upload/images/files
5. http://library.ziyonet.uz/ru/book/download/619
6.http://lydmilazhilina.my1.ru/uchebnyj_kabinet_russkogo_jazyka_i_literatury.doc