Разработка урока по истории Внешняя политика СССР и начало «холодной войны» 11 класс


Тема: Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»
Цели урока: а) выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения,
ее влияние на международные отношения и последствия для развития
мировой политики;
б) развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять
существенные признаки; анализировать исторические события;
аргументировано доказывать свою точку зрения;
развивать умения: систематизировать исторический материал (схема,таблица); устанавливать причинно-следственные связи;
отрабатывать навыки работы с текстом учебника, документами, грамотной устной речи;
в) формировать логичность мышления, развитие навыков коллективнойдеятельности (ответственность), формирование способности высказывать и
отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности. Работа в группах.
Работа в группах – сотрудничество и взаимодействие, работа в команде, что является важным качеством на современном рынке труда. Класс делится на 2 группы.
План:
Понятие «холодная война».
Причины «холодной войны».
СССР и план Маршала
Создание двух систем союзов.
Первые региональные военные конфликты, грозящие перерасти в мировую войну
Основные понятия. «Холодная война», экспансия, конфронтация.
Оборудование урока.
Презентация, проектор, ПК.
Раздаточный материал, учебник.
Ход урока.
Вводный этап.
Вступительное слово учителя: обоснование темы, цели урока, актуализация темы,
мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной
международной обстановки.
Окончание 2-й мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество – сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, как международной организации поддержания мира и безопасности на планете.
Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство – «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн».
Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава – США, стремящаяся усилить свое влияние в мире.
Объяснение нового материала.
Понятие «холодная война».
Учитель. Итак, задача первая – выяснить понятие «холодная» война.
Как вы понимаете, что такое «холодная» война?
Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты.
Каждой группе учитель дает карточки с первым заданием.
Задание: выяснить понятие «холодной войны» («ХВ»), ее существенные признаки.
а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «ХВ»;
б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «ХВ»;
в) запиши признаки в схему;
г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «ХВ» и запишите его втетрадь (оно должно быть кратким, отражающим суть «холодной войны»)
Вариант 1.
«Холодная война» - это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны
готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как
противника, соперничали во всех регионах и во всех видах
оружия.
Вариант 2.
«Холодная война» - это идейно-политическое противостояние междубывшими союзниками, которое характеризуется: разделением
мира на военно-политические блоки, ведением
пропагандистской идеологической войны, активным участием вбоевых действиях на периферии, гонкой вооружений.
Схема

«ХВ»

От каждой группы выступает один учащийся, который отвечает, используя заполненную группой схему и собственное понятие «холодная война».
Понятие, сформулированное учащимися: «холодная война» - это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем.
Причины начала «холодной войны»
Учитель. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание холодной войны Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить, кто виноват? Одна группа выступает в роли «западных» историков, другая - в роли «советских».
Карточка №2 – первой группе «западных» историков.
Задание: аргументированно докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».
Подберите факты, подтверждающие:
а) экспансию СССР после войны:
объясните понятие «экспансия» (словарь);
покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);
на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;
подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;
б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:
испытание и усовершенствование ядерного оружия;
в) Практика усиления идеологической борьбы:
создание Коминформа;
доктрина Жданова;
цель Коминформа.
2) Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку
«СССР»:
«Кто виноват?»
Страны Запада СССР
Карточка № 2 - задание второй группе «советских» историков.
Задание: аргументированно докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»
Для доказательства используйте следующие факты:
речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;
доктрина Трумэна;
план Маршалла;
ядерный шантаж;
Из статьи Л.Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»;
Мнение американского историка Дж.Геддиса;
Из статьи западногерманского историка Б.Грайнера.
Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»:
«Кто виноват?»
Страны запада СССР
Задание используя учебник, атлас заполните таблицу сл. 25
Создание военно-политических блоков, направленных на потенциальных противников.
НАТО-_____ год
ОВД-_____ год
Наличие региональных военных конфликтов, грозящих перерасти в мировую войну.
Сл. 30-39
1949 год-Германия распалась на 2 государства:
ГДР и ФРГ
1950-1953 годы - война в Корее
Подведение итогов выступлений учащихся – подвести их к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.
Вывод: виновниками были обе стороны и, следовательно, причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:
Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда.
Экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния.
Нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений.
Образование военно-политических союзов.
Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.
Учитель. «Холодная» война оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения, но и внутреннее развитие государств.
Задание: определите последствия «ХВ» для мировой политики.
Подтвердите фактами из учебников следующие выводы.
Впишите факты в таблицу «Последствия «холодной войны».
ПОСЛЕДСТВИЯ «ХВ»
ВЫВОДЫ
1. Раскол Германии.
2. Создание военных блоков.
3. Региональные конфликты.
4. Раскол мира на две системы.
5. Влияние на внутреннюю жизнь США И СССР.
Заключительный этап.
Тестирование для закрепления.
Период напряжённых отношений между СССР и странами НАТО получил название:
"Замороженный мир"
"Ледниковый период"
"Ледовое побоище"
"Холодная война".
США впервые использовали атомные бомбы
6 и 9 августа 1945 г.
1 и 2 сентября 1945 г.
6 июня 1944 г.
НАТО было создано в ... году:
1945
1946
1949
1955.
Североатлантический союз (НАТО) был создан под эгидой:
США
США и Англии
Англии и Франции
Франции и Италии..Атомная бомба в СССР была испытана в ... году:
1949
1950
1951
1955.
Действенную помощь КНДР в корейской войне (1950-1953) оказали:
СССР
СССР и КНР
КНР и Венгрия
Польша и СССР.
В ходе холодной войны эти страны были расколоты на 2 государства
Германия, Корея
Германия, Япония
Корея, Чехословакия
План Маршалла это
План урегулирования МО после 2-ой мировой войны
План оказания экономической помощи США странам Западной Европы после 2-ой мировой войны план атомной бомбардировки СССР
Подведение итогов урока. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Домашнее задание: 28
Приложения.
Приложение 1.
Схема «Характерные черты «холодной войны».
конфронтация
left0региональные конфликты
left0left0left0идеологическая война «ХВ» гонка вооружений
left0военно-политические блоки
Приложение 2.
Таблица «Кто виноват?»
Страны Запада СССР
В своей речи в марте 1946 г. У. Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира.
Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.
«Доктрина Трумэна» - «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.
План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов) Стремление изменить режим черноморских проливов.
Возвращение Карского и Ардаганского округов.
Совместное управление Танжером (Северная Африка).
Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном.
Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия).
1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия – термоядерное.
1947 г. – создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) – организация, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.
Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря – «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)
Приложение 3.
Таблица. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХВ»
ВЫВОДЫ ФАКТЫ
1. Раскол Германии. 1949 г. – образование ФРГ и ГДР.
2. Создание военных блоков. 1949 г. – создание НАТО.
1955 г. – создана Организация Варшавского договора.
3. Региональные конфликты. 1950-1953 гг. – корейский конфликт.
4. Раскол мира на две системы. 1945-1949 гг. – установление коммунистических режимов в странах Восточной Европе и Азии. Оформление основ советского блока (1949 г. СЭВ; 1955 г. – ОВД). Создание двухполюсного мира.
5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР. В США – кампания «охоты на ведьм».
В СССР – «железный занавес»
Приложение 4.
Документ.
Из воспоминаний В.М. Молотова.
«В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». – «А ты потребуй!»,
«Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»