Организация работы педагога-психолога в специальных (коррекционных) классах VII вида


Организация работы педагога-психолога в специальных (коррекционных)
классах VII вида
В последние годы в нашей школе усилиями всего педагогического коллектива сложилась система поддержки и помощи учащимся классов VII вида. Значительную часть неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Придя в школу многие педагоги –психологи сталкиваются с трудностями при работе с этой категорией обучающихся . В этой статье я решила поделиться опытом работы в данном направлении.
Цель психологического сопровождения классов VII вида :создание специальных условий в обучении и воспитании в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
В своей работе я руководствуюсь следующими внутренними(МБОУ СОШ№1 ) нормативными документами:
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида
Программа коррекционной работы
Рабочая программа «Уроки психологического развития»
Образовательные программы специальных (коррекционных) классов VII вида
Положение о требованиях к ведению дневника наблюдения обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида
Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы
Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида
Этапы работы
Сбор и анализ информации (август-октябрь)
Знакомство с личными делами обучающихся и заполнение личных карт на каждого ребенка (находятся в кабинете педагога-психолога))Наблюдение за учащимися на уроках и внеклассной деятельности (заполнение бланка посещения урока, результаты наблюдения в личных картах обучающихся)
Изучение тетрадей и работ обучающихся
Диагностика учащихся (комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.)
1.кл. (подготовка к школе, развитие познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы). Мониторинг адаптации к школе.
2-4кл (развитие познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностной сферы)-сентябрь
5кл (мониторинг адаптации к средней школе)-учащиеся, которые перешли из классов 7 вида в обычные
Результаты диагностики составляются по каждому ребенку и даются рекомендации учителям-предметникам и родителям.Также составляется аналитическая справка с результатами диагностики по классу.
Проводится совещание специалистов и классных руководителей по результатам диагностики и обследования учащихся (обмен данными) и вырабатывается план работы с обучающими , родителями на учебный год
2.Основной этап (ноябрь-апрель)
Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия групповые(1 раз в неделю) и индивидуальные. В нашей школе успешно проходят интегрированные занятия психолога и логопеда, психолога и социального педагога.
Проводятся родительские собрания с приглашением специалистов
Внеклассные мероприятия с участием педагога-психолога: классные часы, единый день профилактики, день доверия и.т.дРеализуется консультативно-просветительское и профилактическое направление – оказание помощи педагогам, классным руководителям и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, семинарах для родителей и учителей других образовательных учреждений.
Заполняется дневник наблюдения на каждого ребенка (январь, май)
3.Аналитический этап (май-июнь)
Диагностика учащихся (май). Методики предпочтительно использовать те, что в сентябре. Результаты диагностики составляются по каждому ребенку и по классу в целом. Составляется сравнительный анализ результатов диагностики ( начало года и конец года) по каждому ребенку и по классу в целом.
Составление психолого-педагогических характеристик на обучающихся и индивидуального маршрута сопровождения обучающегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;Школьный консилиум по результатам учебного года.
Успешный результат работы зависит от всего педагогического коллектива. Субъектами системы сопровождения являются педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог, вожатая. Администрация школы руководит также школьным консилиумом, где отслеживается динамика “роста” детей. В рамках лечебно-оздоровительных мероприятий ежегодно осуществляется обследование учащихся детским врачом-психоневрологом, по результатам которого родители получают рекомендации по медикаментозному лечению детей. Результаты ежегодного анкетирования «Удовлетворенность школой» учащихся и родителей свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе и переходить в другую не хотят, а родители заинтересованы в обучении своих детей в специальных классах.