Буклет «А на ручках пальчики, мальчики и девочки»



Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский
Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что 3-летний ребёнок не может составить простейшую фразу. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками.
Заботится о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание, двигательную активность. Когда ребёнок овладеет двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. «Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисти рук, как артикуляционный аппарат.








К 4 годам ребёнок в состоянии выкладывать из спичек (палочек) геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Вырежьте из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции, они помогут ребёнку дополнить изображение.
Эти игры помогают стимулировать воображение, развивать творческие способности. Целенаправленно развивать внимание, зрительную память, мышление, ориентировку в пространстве.













Попросите ребёнка:
Выложить скакалку по прямой линии.
Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник.
Намотать скакалку на ручку, размотать.
Сложить вдвое, втрое, вчетверо.
Завязать узел.
Привязать один конец верёвки к середине палки, перебирать её руками, намотать верёвку на палку.



Заниматься этой тренировкой с ребёнком можно уже с 6-7 месяцев. Начинать желательно, с массажа кистей рук - поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.
Всем известны игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая».
Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простого: сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Ребёнку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
Предложите ребёнку, взяв за руку сестру, маму, папу, брата перетянуть к себе через условную черту.
Сложите руки в замок, ёлочку.
Тренируйте движения каждого пальца: сгибать и разгибать пальцы поочерёдно, перебирая пальцами по столу, поиграть в «догонялки».

Очень полезны игры с кубиками. Начните с простых образцов: домик, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка. Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка. Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. Это, кроме привычки к порядку, выработает умение располагать предметы в определённой последовательности. Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребёнка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд - жёлтые кубики, второй - зелёные и т. д. Или кубики в ряд укладываются в такой последовательности: красный, жёлтый, красный, жёлтый и т. д. Попросите ребёнка закончить этот «узор». В дальнейшем можно усложнить узор: два жёлтых, синий, два жёлтых...

Попросите малыша разложить пуговицы по коробкам. В большую коробку - большие пуговицы, в среднюю - поменьше, в маленькую - мелкие.
На силуэт зверя, сделанного из ткани, можно пристёгивать уши, хвостик, лапы и т. д. К машине - колёса, к самолёту - крылья, окна.
Из пуговиц можно выложить узоры, чередуя пуговицы по размеру, цвету.
Попросите ребёнка выложить пуговицы в ряд, от большой до маленькой.
Можно выложить различные фигуры: цветок, медведя, снеговика












Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками пальцев, не зажимая в кулак.
Нанизать колечки на верёвку, шнурок.
Надеть 5 небольших колец на пальчики одной и другой руки.
Прошагать пальчиками по колечкам, лежащим на столе.
Предложить расположить колечки в таком порядке: одно в середине, одно сверху, одно снизу; одно справа, одно слева.



























Подготовила
воспитатель
КучероваВ.В.





ст. Егорлыкская
2016 год



Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец снизу.







Помните только Вы и Ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему. Активно радуйтесь успехам ребёнка, чаще хвалите его!









Не экономьте время на общении с ребёнком!








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Д
Ош
К
О
Л
Ь
Н
О
Е

О
Б
Р
А
З
О
В
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е

У
Ч
Р
Е
Ж
Д
Е
Н
И
Е



«ЗВЁЗДОЧКА»

Буклет
«А на ручках пальчики, мальчики и девочки»



Игры с палочкамиИгры со скакалкой
(верёвкой) Игры с пальчикамиИгры с кубикамиИгры с пуговицамиИгры с кольцамиИгры с мелкими
предметами (карандашом)15