Тема исследовательской работы: «Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке фруктово-овощных паст и соусов в разных видах упаковки»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ «ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» г. Орска
190119011684007839710-1440180
7687310-20955007534910-2247900
Тема исследовательской работы: «Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке фруктово-овощных паст и соусов в разных видах упаковки»
Подготовила: преподаватель высшей квалификационной категории
Денисова Людмила Николаевна

«Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке фруктово-овощных паст и соусов в разных видах упаковки»
Выбор той или иной упаковки обычно является стратегическим выбором фирмы, поскольку он может стать основой для достижения конкурентных преимуществ. Такие преимущества достигаются благодаря удовлетворению нужд и потребностей конечного потребителя, созданию новых каналов сбыта и повышению качества представления изделий, что позволяет снизить себестоимость, увеличить прибыль, более четко проводить продвижение торговых марок и брендов, а также повысить качество предоставления услуг клиентам.
Стремление бизнеса к снижению себестоимости услуг в цепи дистрибуции и сбыта не должно входить в противоречие с основными требованиями к безопасности пищевых продуктов и сохранением ими своих свойств. Обеспечение добавленной стоимости с помощью упаковки достигается благодаря разработке таких ее видов, которые позволяют упакованным изделиям получить особые отличные, эстетически привлекательные, эргономичные, функциональные и экологические свойства, способные минимизировать влияние на окружающую среду.
Существует большое количество данных, касающихся разработок новых видов упаковки для пищевых продуктов. Но только последние десятилетия ученые все больше работают над проблемой создания биоразлагаемых видов упаковки.
В настоящее время разработана и научно обоснована технология производства комбинированного упаковочного материала на основе натурального возобновляемого сырья (целлюлозы, хитозана и воска) для применения его в пищевой промышленное в качестве упаковки для фруктово-овощных паст и соусов. Основным преимуществом разработанного комбинированного упаковочного материала является то, что в его состав входят исключительно натуральные компоненты, что подтверждает его потенциальную биоразлагаемость в условиях окружающей среды, т.е. полную экологическую безопасность применения как при контакте с пищевым продуктом, так и после его использования.
Предполагается, что новый вид упаковки предоставит конкурентное преимущество продукции пищевой промышленности, в частности фруктово-овощным пастам и соусам, особенно с учетом того, что подавляющее большинство предприятий овощеперерабатывающей отрасли являются независимыми хозяйствующими субъектами.
При выводе продукта на рынок в новой упаковке, чтобы действовать более эффективно, производителю необходимо «создать своего потребителя», знать его предпочтения в выборе товаров и лучше приспосабливаться к его требованиям. С этой целью нами было проведено исследование потребительских предпочтений фруктово - овощных паст и соусов в разных видах упаковки.
Целью исследования являлось изучение процесса решения о покупке фруктово-овощных паст и соусов в той или иной упаковке, реакции на покупку, факторов, определяющих поведение данных потребителей и влияющих на решение при приобретении товара в новой упаковке.
В нашем исследовании в качестве метода сбора информации был использован опрос потребителей, служащий не только основным инструментом определения показателей спроса, но и являющийся универсальным методом анализа и диагностики рынка. Была разработана анкета, состоящая из взаимосвязанных, поставленных в логической последовательности вопросов. Анкета состояла из 9 вопросов, которые были разработаны исходя из поставленной цели и задач. Опросные листы попроводимому исследованию были ориентированы на выявление предпочтений потребителей относительно вида упаковки фруктово-овощных паст и соусов, наиболее удобного объема, ранжирования факторов «цена», «упаковка», «качество продукции», «репутация производителя» и «реклама» по степени важности, выяснение роли факторов экологичности и безопасности упаковки для потребителя.
При формировании выборки был использован: метод кластерного отбора, т. е. случайно было выбрано 10 магазинов (мини-, супер- и гипермаркет) г. Орска и в них с помощью анкет опрошено пропорциональное количество респондентов с учетом их возрастных категорий. Объем выборки составил 60 человек: 32 (53,33 %) женщины и 28 (46,67 %) мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и свыше 60 лет. Состав семьи опрашиваемых респондентов чаще составлял 3 и более человек. Это лица с разным уровнем доходов и социальным положением.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что покупатели редко покупают фруктовые и овощные пасты и соусы в упаковке на основе бумаги. Чаще покупают пасты и соусы в полимерной упаковке - 37 ответов (61,67 %). Готовы покупать и покупают пасты и соусы в стеклянной упаковке и упаковке на основе бумаги 36,67 % респондентов. В жестяной упаковке фруктово-овощные пасты и соусы приобретают 1,66 % потребителей, что свидетельствует о низком потреблении в данном виде упаковки.
Для получения более полной информации респондентам были заданы вопросы, которые дают возможность определить наиболее удобный объём упаковки паст и соусов.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов приобретают фруктово-овощные пасты и соусы в упаковках объемом 250 г. Несколько меньшим спросом пользуется упаковка массой 150 г и 500 г - 48,33 %. И наименее существенное значение имеет упаковка объемом 70 г.
Следующим шагом было определение степени важности различных факторов (по 5-балльной шкале) для потребителя для осуществления покупки и выбора того или иного продукта. Каждый фактор был проанализирован отдельно: цена, упаковка, качество продукции, репутация производства и реклама.
По результатам проведенного анкетирования было выяснено, что при приобретении фруктово-овощных паст и соусов потребители ставят такой фактор, как цена, на 2 место - 56,67 %. 40 % респондентов поставили ценовой фактор на 1,3 и 4 место. Наименее существенное значение имеет группа лиц, которая при ранжировании ценовой фактор при приобретении паст и соусов ставит на 5 место - 3,33 %.
Следует также отметить, что большинство респондентов (43,3 %) не остаются равнодушными к материалу, из которого изготовлена упаковка, и ставят этот фактор на третье место среди пяти. 46,67 % респондентов распределили фактор упаковки на 4 и 5 место. При ранжировании подавляющее число респондентов (83,33 %) фактор «качество продукции» ставят на 1 место, что свидетельствует о неравнодушии употребления качественной продукции. Репутацию производителя респонденты поставят на 4 место (38,33 %). Промежуточные значения фактора «репутация производителя», т. е. 2, 3 и 5 места, по ответам респондентов распределились следующим образом: 16,67 %, 28,33 % и 15 % соответственно. Среди предложенных респондентам факторов «реклама» заняла 5 место (70 %), что свидетельствует о преобладании других факторов. Таким образом, фактор «реклама» для потребителя при выборе фруктово-овощных паст и соусов не играет важную роль.
По результатам ранжирования респондентами различных факторов при приобретении фруктово-овощных паст и соусов по степени важности их можно распределить следующим образом: качество продукции > цена > вид упаковки > репутация производителя > реклама.
По результатам опроса было установлено, что чаще фруктово-овощные пасты и соусы приобретают в супермаркетах – 70%. Несколько меньшая доля респондентов отдает предпочтение приобретению паст и соусов в магазине -16,67%, и наименьшее количество опрошенных респондентов покупают пасты и соусы на рынке -13,33% . При этом для покупателей фруктово-овощных паст и соусов большое значение имеют факторы экологичности и безопасности упаковки. Из анализа опроса видно, что 76,67% респондентов отдают фактор важности и безопасности упаковки большое значение,16,67% вовсе не задумывались об экологичности и безопасности упаковки. Для 6,66% опрошенных респондентов такой фактор как экологичность упаковки вовсе не имеет значения.
Опрос также показал, что в среднем покупатели на приобретение паст и соусов в биоразлагаемой упаковке готовы тратить в среднем около 150 рублей. Таким образом, фруктово-овощные пасты и соусы в биоразлагаемой упаковке массой 300 г по цене от 140 до 220 рублей приобрели бы 45 % покупателей. По цене до 140 руб. - 41,67%. Наименее существенное значение имеет группа потенциальных покупателей фруктово-овощных паст и соусов в биоразлагаемой упаковке по цене не свыше 220 рублей (13,33 %), что свидетельствует о слабой платежеспособности респондентов.
По результатам опроса было выявлено, что средняя цена, которую респонденты готовы платить за фруктово-овощные пасты и соуса готовы платить 200рублей, однако следует заметить, что данная сумма не предусматривает влияние других факторов, которые учитывались при составлении анкет. Поэтому для более детального анализа учитывали анкеты респондентов на другие вопросы анкеты. Как показал анализ, наибольшее влияние на среднюю цену паст и соусов в биоразлагаемой упаковке имеет непосредственно качество самой продукции как определяющий фактор значимости. Положительно влияет на уровень цены сама цена паст и соусов в данной упаковке, т.к опрос является эластичным, и наблюдается обратная зависимость между ценой и спросом.
Обобщая исследования, следует заметить, что фруктово-овощные пасты и соуса в биоралагаемой упаковке будут пользоваться наибольшим спросом населения , для которых качество товара, экономичность и безопасность упаковки имеют преимущественное значение. При этом репутация производителя, реклама, возраст респондентов почти не влияет на предпочтение фруктово-овощных паст и соусов в биоразлагаемой упаковке. Таким образом, разработанный новый комбинированный упаковочный материал на основе натуральных составляющих и упаковка из него найдет новую нишу на потребительском рынке.