Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода


Разностороннее развитие личности
на основе индивидуального и дифференцированного подхода
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]
Выделяют следующие виды одаренности.
1. По виду деятельности:
В практической деятельности – в ремеслах, спортивную и организационную
В познавательной деятельности – интеллектуальнуюВ художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкаьлную одаренность
В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется с создании новых духовных ценностей и служении людям
4. По широте проявлений в различных видах деятельности
Общая
Специальная (математическая, спортивная,музыкальная и т.д. ) [2]
Критерии, которым должен отвечать учитель, работающий с детьми с высокой познавательной мотивацией –
Учитель постоянно руководит процессом обучения, предопределяет его, представляет мысленно весь ход учебного процесса и развития своих учащихся, используя для этого различные организационные формы, методы и приемы обучения. Успех его деятельности в большой мере зависит от того, насколько ему удается организовать учебную деятельность, характеризующуюся такими признаками, как активность, самостоятельность и сознательность ученика. [4]
Формирование активности и самостоятельности учащихся - одна из необходимых задач деятельности учителя, потому что это не только показатель, но и важнейший фактор плодотворного учения.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.[5]
Развитие способностей школьников зависит от мотивации, способностей самого ребенка, окружающей среды, организации учебного процесса.
Способности понимаются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в качественном своеобразии выполнения деятельности.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Во время деятельности познание происходит в процессе самостоятельной творческой практической деятельности школьников.
- Проблема детской одаренности носит комплексный характер и нуждается в комплексном подходе к ее решению. Особое значение для развития детской одаренности имеет диагностика, которая позволяет выявлять одаренных детей с помощью разнообразного диагностического инструментария.
- Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами специальной организации обучения и развития, психологической помощи ребенку в этих процессах.
- Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Рекомендации
Структурируйте обучение;
Подавайте материал небольшими порциями;
Давайте подробное объяснение;
Задавайте много вопросов;
Предусмотрите отступления и исправления;
Уровень успеха должен составлять не менее 80%;
Предусмотрите постоянное применение знаний на практике.
Список литературы:
Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. – С. 61-63. [1]
2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с. [2]
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с. [3]
4.      Клаус Г. «Введение в дифференцированную психологию учения». М., « Педагогика».1987.
5.      Крутецкий В. А. « Психология обучения и воспитания школьников». М., « Просвещение».1976. [4]
6. Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя// школьные технологии 2002, № 5, с. 132 [5]