Программа коррекционной работы с детьми с легкой и умеренной степенью умственной отсталости


Программа
коррекционной работы с детьми с легкой умственной отсталостью
Нормативно-правовая база
Программа коррекционной работы с детьми с легкой умственной отсталостью разработана на основе следующих нормативно – правовых и инструктивно-методических документов:
Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
Санитарно - эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85, Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
Инструктивно-методического письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году;
Приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа № 1087 от 13.08.2015г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Устава образовательной организации (Далее - ОО)
Локально-нормативных актов ОО.
Нормативным и содержательным основанием для обучения ребёнка по адаптированной образовательной программе в ОО является заключение психолого-медико педагогической комиссии.
В образовательном учреждении спланирована работа по осуществлению коррекционно-развивающей помощи детям с умственной отсталостью.
Общеобразовательный курс включает в себя набор основных учебных предметов и призван обеспечить соответствующий планируемым результатам освоения обучающимися адаптированной образовательной программы общего образования: уровень знаний, умений, навыков и сведений об окружающем мире, его социальном, естественнонаучном устройстве, духовно-нравственных ценностях.
В области методики эти предметы адаптируются и преобразуются, приобретая коррекционно - развивающую направленность в связи с особенностями интеллектуального и личностного развития обучающихся на разных этапах обучения.Особо выделяется курс «Социально-бытовая ориентировка», целью которого является формирование представлений обучающихся об окружающем, подготовка их к жизни в социуме.
Коррекционная подготовка включает индивидуальные и групповые коррекционные занятия, представленные логопедическими занятиями, занятиями по развитию психомоторики и сенсорных процессов, занятиями с педагогом-психологом. Индивидуальные и групповые логопедические и коррекционно-развивающие занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня.
Курс занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры, способствуют развитию перцептивной (сенсорной) сферы обучающихся с умственной отсталостью.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся с теми учениками, которые имеют более выраженные нарушения речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов.
На специальные индивидуальные занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом по развитию психомоторики и сенсорных процессов отводится по 3 занятия продолжительностью 25 минут.
Диагностика освоения программ обеспечивается системой психологическо- педагогического сопровождения.
Система сопровождения включает в себя:
Психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся;
Педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков;
Аттестацию достижений учащихся.
Психологическая диагностика проводится педагогом-психологом и включает в себя методы психологического тестирования учащихся классов начальной и основной школы, выявляющих уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), диагностику учащихся, имеющих проблемы в обучении и в развитии. По всем выявленным проблемам осуществляется работа с целью их коррекции. Для учащихся с дезадаптивным поведением разрабатываются курсы психокоррекционных занятий, направленных на снижение уровня тревожности, негативизма, снятие эмоционального напряжения.
Психологическая коррекция – коррекция отклонений в личностном и психическом развитии учащихся. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися школы ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Основными формами психологической коррекции являются индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию школьников.
Коррекция речевых нарушений осуществляется учителем - логопедом. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы обследования, комплексность, целостность и динамичность, но вместе с тем оно направлено на выявление, анализ и разработку методов коррекции речевых нарушений.
Логопедическая коррекция направленная на развитие речевых и коммуникативных умений обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на компенсацию недостатков интеллектуального развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, активизацию их познавательной деятельности.
Коррекционно-развивающие
технологии Программы
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Примерная программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева, Коррекционная педагогика, 2005г.
Логопедическая коррекция «Программа по коррекции системного недоразвития речи обучающихся с легкой степенью умственной отсталости ».
Информационно-просветительская работа включает:
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
беседы, консультации, тематические методические объединения, оформление стендов, размещение на сайте ОО и школьных стендах информации, разъясняющей участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Консультативная работа
Направления Кем осуществляется
1. Разработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с умственной отсталостью, единых для всех участников образовательного процессаСпециалисты психолого-медико-педагогического консилиума, классный руководитель, медицинские работники образовательного учреждения
2. Консультирование узкими специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся легкой и умеренной умственной отсталостью, аутистическими расстройствами, текущими заболеваниями ЦНС. Заместители директора, медицинские работники образовательного учреждения, педагог-психолог, районные методические объединения педагогов, педагогический совет
3. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с умственной отсталостью Заместители директора, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатели
Этапы реализации программы коррекционной работы
Этапы Результат этапа
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность) Анализ структуры контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы образовательного учреждения
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность) Организация образовательного процесса по адаптированным образовательным программам, имеющего коррекционно-развивающую направленность, отбор содержания образования для каждой категории обучающихся, а также в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями детей, организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью при целенаправленно созданных условиях для обучения, воспитания, развития, социализации детей
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность) Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью, выраженным интеллектуальным дефектом, тяжёлыми и множественными нарушениями развития
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность) Текущий и итоговый контроль и анализ результатов коррекционно-образовательной деятельности. Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы
Механизмы реализации программы коррекционной работы
1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка с умственной отсталостью, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
всесторонний анализ уровня актуального развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями;
составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся, направленных на коррекцию познавательных процессов, развитие речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка умственной отсталостью.
Взаимодействие разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать каждого проблемы ребёнка.
В ОО сопровождение обучающихся осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума как наиболее действенной формы взаимодействия специалистов образовательного учреждения. Психолого-медико-педагогический консилиум предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также педагогам образовательного учреждения в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умственной отсталостью.
2. Социальное партнёрство:
сотрудничество с другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, общественными организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью (проведение общешкольных родительских собраний, тематических собраний внутри классов по вопросам обучения и воспитания учащихся с тяжелыми нарушениями речи, консультации родителей всеми специалистами учреждения, информационные стенды, обновление информации на сайте образовательного учреждения).
Условия реализации программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Психолого-педагогическое обеспечение.
В ОО соблюдается режим оптимальных учебных нагрузок. Образовательный процесс строится с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдением комфортного психоэмоционального режима. Кроме того, для оптимизации образовательного процесса и повышения его доступности и эффективности в образовательном учреждении внедряется использование современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
В школе обеспечены здоровьесберегающие условия: оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
С целью соблюдения единого охранительного режима администрация и педагогические работники образовательного учреждения:
составляют школьное расписание с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся, воспитанников;
определяют продолжительность выполнения домашних заданий следующими пределами: 2-3 классы – до 1,5 часа; 9 классы – до 3,5 часов;
проводят на каждом уроке, внеклассном коррекционном занятии, переменах, на самоподготовке динамические паузы при максимальном использовании подвижных игр и свежего воздуха.
В процессе реализации программы коррекционной работы используется диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического развития (например, дети с синдромом раннего детского аутизма), тяжёлыми и множественными нарушениями развития организуется обучение на дому.
Информационное обеспечение.
Необходимым условием реализации программы адаптированной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью в целом и программы коррекционной работы, в частности, является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
ОО имеет свой официальный сайт в сети Интернет, позволяющий обеспечить широкий доступ детей родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов к любому виду информации о школе, о программах, реализуемых образовательным учреждением, новостях и фоторепортажах.
В ОО есть выход в сеть Интернет, благодаря чему каждый педагог имеет возможность использовать сетевые источники информации, информационно-методические фонды, методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, мультимедийным аудио- и видеоматериалам, необходимым для обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью
Выпускник, освоивший адаптированную образовательную программу общего образования для обучающихся с умственной отсталостью:
Категории обучающихсяОжидаемый результат
Воспитанники с лёгкой умственной отсталостью - овладели общеучебными умениями сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;
- способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя;
- овладели навыками адекватного поведения в общественных местах, умениями саморегуляции;
- активно пользуется речью в процессе общения с окружающими, использует речь для передачи информации собеседнику, задаёт вопросы, владеет диалогической и монологической речью
Воспитанники с умеренной умственной отсталостью - поддерживают ситуативный контакт с окружающими, в процессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера;
- понимают обращенную к ним речь;
- перенос усвоенных способов действий возможен с помощью взрослого, способны выполнять практические действия и элементарные трудовые операции по подражанию и образцу, на доступном уровне самостятельности;
- в процессе деятельности осуществляют сравнение своих действий с образцом;
- овладели на доступном уровне элементами учебной деятельности: грамота, чтение, счет, природознание, основными операциями индивидуального труда .