Занятие Пальчиковая игрушка Дед Мороз

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Центр дополнительного образования п.Омсукчан»













План-конспект

открытого занятия по теме
«Пальчиковая игрушка «Дед Мороз»




разработала:
педагог д/о Кочеткова С.Ю.













п.Омсукчан,2014г.


Дата проведения: 20.12.2014г.
Творческое объединение: «Гномик».
Группа: № 1, 1 год обучения.
Тема: «Пальчиковая игрушка «Дед Мороз».
Тип занятия: формирование умений и навыков учащихся
Задачи:
Совершенствовать знания и умения при работе с тканью, бумагой.
Развивать воображение, коммуникативные качества, познавательный интерес обучающихся.
Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, эстетическое восприятие окружающего мира.

Музыкальный ряд: флешноситель с подборкой «Новогодние песни».
Материально-техническое оснащение.
1. Оборудование кабинета: учебные столы, стулья, интерактивная доска, ноутбук.
2. Материалы и инструменты:
- для обучающихся: игольницы, иглы, ткань, картон, мел, шаблоны, клей, ножницы по количеству детей, трафареты, технологические карты изготовления игрушки;
- для педагога: материалы и инструменты.
3.Демонстрационный материал: презентация «Виды швов», презентация с технологической последовательностью изготовления игрушки, технологические карточки с последовательностью этапов изготовления игрушки, новогодние иллюстрации, образец Деда Мороза из ткани.

План занятия
1. Организационный этап занятия.(3 мин.)
1.1. Приветственное слово педагога.
1.2. Отметка отсутствующих.
1.3. Проверка готовности обучающихся.

2. Подготовка обучающихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе занятия. (10 мин.)
2.1. Сообщение темы.
2.2. Активизация знаний обучающихся.

3. Основной этап занятия – закрепление знаний, умений и навыков (60 мин.)
3.1. Повторение пройденного материала.
3.2. Беседа о новогодних традициях.
3.3. Объяснение и показ технологии изготовления игрушки
3.4. Практическая работа обучающихся.

4. Подведение итогов занятия.(5 мин)
4.1.Анализ деятельности обучающихся.
5. Уборка рабочего места(2 мин.)





Самоанализ открытого занятия
по теме: «Пальчиковая игрушка «Дед Мороз».

Дата проведения: 20.12.2014г.
Творческое объединение: «Гномик».
Группа: № 1, 1 год обучения.
Тема: «Пальчиковая игрушка «Дед Мороз».
Цель занятия: закрепить знания и умения по технологической последовательности изготовления плоской игрушки.
Задачи:
Совершенствовать знания и умения при работе с тканью, бумагой.
Развивать воображение, коммуникативные качества, познавательный интерес учащихся.
Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, эстетическое восприятие окружающего мира.

Занятие проводилось с учащимися группы № 1, занимающимися в творческом объединении «Гномик» первый год. Данная группа состоит из детей приблизительно одинаковых по своим способностям.
Перед проведением занятия кабинет был заранее подготовлен: проветрен, доска оформлена.
На занятии использовались технические средства обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска).
Тема занятия соответствует программе обучения «Чудеса своими руками», календарно-тематическому планированию на 2014-2015 учебный год и является составляюшей общей программной темы « Новогодние сувениры».
Тип занятия – формирование умений и навыков обучающихся выбран потому, что на данном этапе обучения проводится целенаправленная работа по закреплению знаний, формированию умений, навыков. Логическая связь всех этапов занятия объединялась единой темой - празднование Нового года, проходящей через все занятие красной нитью. Все этапы выстроены последовательно. Установка в начале занятия на результативную работу и подведение итогов в конце были направлены на реализацию цели занятия и обеспечили его целостность и завершённость.
Содержание занятия было направлено на развитие воображения, коммуникативных качеств, познавательного интереса обучающихся. Воспитывалось внимательное и заботливое отношение к близким людям, эстетическое восприятие окружающего мира.
Считаю, что важным моментом педагогической деятельности является, формирование у обучающихся коммуникативных способностей, чему в полной мере способствовала организация беседы с обучающимся, общение детей друг с другом (при выполнении практической работы, в обращениях детей друг к другу, с пожеланиями).
Весь материал занятия был тщательно отобран, соответствовал возрасту детей, особенностям группы и в целом способствовал развитию интереса обучающихся к данному виду деятельности.
Организуя деятельность обучающихся на занятии, учитывала основные принципы обучения:
научности - реализовывался через применение специальной терминологии;
доступности - заключался в том, что весь материал соответствовал уровню подготовки учащихся этой группы, их возрастным физиологическим и индивидуальным возможностям;
системности и последовательности обучения – знания учащихся формируются в системе: от простого к сложному, от репродуктивных действий к самостоятельной работе по изготовлению поделки. Упражнения и практическая работа учащихся были организованы с целью отработки полученных знаний учащихся по работе с тканью, бумагой и позволили подготовить их к дальнейшей работе;
наглядности – заключался в уместном использовании наглядного материала (показ педагогом таблицы с видами швов, иллюстраций Деда Мороза, казахского Деда Мороза, Санта Клаусов, резиденции Деда Мороза в Великом Устюге, технологического процесса изготовления игрушки, инструкционной карты, использование карточек с заданиями). Весь наглядный материал был эстетически оформлен, соответствовал требованиям;
активности - познавательная деятельность обучающихся активизировалась на протяжении всего занятия игровыми методами, вопросами.
С целью эффективного проведения занятия, достижения планируемых результатов использовала следующие методы и приёмы обучения:
методы выработки учебных умений: инструктаж (установка на достижение цели, инструкции по выполнению упражнений, практической работы), практическая и самостоятельная работа обучающихся;
методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание, постановка системы перспектив;
методы развития познавательного интереса (подготовка к Новому году стимулировала интерес к деятельности);
методы формирования ответственности и обязательности (предъявление учебных требований);
методы организации взаимодействия обучающихся (игровые методы);
методы развития мыслительных операций: частично-поисковый (при выполнении упражнений по определению видов швов, этапов изготовления игрушки).

Для того, чтобы определить уровень знаний и степень усвоения учебного материала, осуществляла оперативный контроль за деятельностью обучающихся, в конце занятия осуществила личностно-ориентированный анализ работы каждого воспитанника и в целом всей группы.

На данном занятии моя роль была направляющей, корректирующей и анализирующей. В начале занятия перед учащимися была поставлена цель, обозначены пути её реализации. В конце занятия при подведении общего итога сделала акцент на том, как обучающиеся справились с заданием.
Для наиболее эффективного решения цели и задач занятия использовала индивидуальную и фронтальную форму работы.

В течение занятия осуществлялась смена видов деятельности. Учитывая важность здоровьесбережения, предусмотрела подвижные игры «Елка», «Дед Мороз». Были предусмотрены динамические паузы, что позволило сохранить внимание и активность обучающихся до конца занятия. При подготовке я постаралась продумать оптимальное время для каждого этапа занятия.
Считаю, что был оптимальным и объём учебного материала для обучающихся данного возраста и года обучения, время занятия было использовано рационально. Мой характер общения с обучающимися демократический. На занятиях создаю комфортный психологический микроклимат, доброжелательная эмоциональная атмосфера, стремлюсь осуществлять личностно-ориентированный подход к обучающимся. Обстановка на занятии была свободной, способствовала творческому процессу. Обучающиеся были активны, показали высокий уровень знаний и умений.

Подводя итоги, считаю, что план занятия выполнен, поставленные цель и задачи занятия удалось реализовать.


































ХОД ЗАНЯТИЯ


Этап занятия
Методы
Содержание
Оснащение

1
Организационный этап

1.1

Приветственное слово педагога
эмоциональное стимулирование
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас на занятии!


1.2

Отметка отсутствующих


Девочки, кто у нас отсутствует и по каким причинам?



1.3

Проверка готовности обучающихся к занятию
вводный инструктаж
Вы все готовы для проведения занятия?
У каждого обучающегося на столе: тарелочка с материалами, ножницы, клей, игольница


2
Подготовка учащихся к активной учебно–практической деятельности на основном этапе занятия


2.1
Сообщение темы и цели занятия


Сегодня у нас необычное занятие: мы с вами попадем на фабрику, где изготовим новогоднюю игрушку, вспомним и повторим правила работы с бумагой, тканью.


2.2
Активизация знаний обучающихся
вводная беседа
Кто мне скажет, что такое фабрика и какие фабрики вы знаете?
Фабрика – это такое большое промышленное предприятие. Есть бумажные, кондитерские, ткацкие, швейные фабрики. У нас в Талнахе работает обогатительная фабрика.
А мы с вами отправляемся на необычную фабрику – фабрику изготовления игрушек. Скажите, какой праздник приближается?
И на нашей фабрике кипит работа по изготовлению новогодних игрушек. Кто хочет работать на такой фабрике?
Прежде чем устроится на такую фабрику, вам нужно показать свои знания, умения. Вы готовы к этому? Тогда перемещаемся в приемную мастерской (переход детей за длинный рабочий стол).


3
Основной этап занятия - закрепление знаний, умений и навыков

3.1
Повторение пройденного материала
практическая работа,
работа по карточкам
Здравствуйте. Я представитель фабрики.
Кто здесь хотел устроиться к нам на фабрику? Вы должны пройти три испытания. Те, кто пройдет успешно все испытания будет принят на работу.
Первое испытание. Вы уже знаете названия видов швов. Сейчас вы должны на карточках стрелочками соединить название шва и его схему.
Молодцы, вы все правильно расположили название швов.
Второе испытание. На карточках наш мастер неправильно проставил последовательность этапов изготовления мягкой игрушки, вы должны цифрами написать правильную последовательность этапов.
Молодцы и с этим заданием вы все справились.
Третье испытание. Вы знаете что такое конфетти? Правильно новогоднее украшение. Разноцветные, маленькие кружки одинакового размера. Как нам сделать быстро много одинаковых кружочков? Правильно, сложить цветную бумагу гармошкой нарисовать или обвести шаблон кружка и вырезать сразу несколько деталей. Изготовьте конфетти для елки, используя симметричный метод вырезания.
Вы все знаете правила работы с ножницами. Не забываем, что ножницы располагаются на краю стола напротив рабочей руки.
И с этим заданием вы все блестяще справились. Молодцы, вы приняты на фабрику изготовления новогодних игрушек. Проходите, пожалуйста к вашим рабочим местам.
Переход к новым рабочим местам.
схемы выполнения основных швов
с названиями

этапы изготовления игрушки

3.2
Беседа о новогодних традициях
беседа с обучающимися, рассказ, метод иллюстрации,
эмоциональное стимулирование, игровой метод




























демонстрация





игровой метод
А что вы знаете о Новогодних традициях? Как празднуют Новый год в других странах?
До нас дошла легенда, что в четвертом веке нашей эры, т.е. около 1700 лет назад, в небольшом городке малой Азии жил епископ Николай. Он был добрый, дарил людям радость и счастье. И сам радовался своим добрым делам. Как-то решил он помочь трем обедневшим сестричкам и подбросил им в окошко три узелка с золотом. Один из узелков развязался, и монеты посыпались из него в чулки, башмаки, носки. С того времени и пошел обычай в некоторых странах подкладывать подарки детям в обувь. А русский Дед Мороз прячет подарки в носки, башмаки?
Нет, он сам раздает подарки в руки или прячет их под елочку.
А где живет русский Дед Мороз?
Он живет в Великом Устюге. Там у него своя резиденция и многие из вас наверное получали письма Деда Мороза из Великого Устюга.
Посмотрите вот это деревянный терем его резиденция, вот это здание его почта, где помощники Деда Мороза отсылают ответы всем детям нашей страны. А без чего мы не можем представить новогодний праздник? Правильно без елки. У нас тоже есть елочка и сейчас мы с вами поиграем в игру «Ёлка»
Я вам буду показывать и называть, то чем елку украшают, а вы будете соглашаться со мной или нет. Если согласны украсить этим елку - хлопайте в ладоши, если нет - топайте ногами.
Молодцы. Справились с заданием и украсили нашу елку.
Сегодня мы с вами сделаем новогоднюю игрушку, а какую – узнаете, если отгадаете загадку.
Я ребята к вам приду.
Всем подарки принесу.
У меня их целый воз.
Шлет привет вам (Дед Мороз)
Посмотрите, игрушка эта необычная: она может быть украшением для елочки, вашей комнаты, а можно ее использовать как упаковку для маленького подарка или как пальчиковую игрушку. Если вы изготовите несколько пальчиковых кукол, например, Снегурочку, снеговичка, то сможете с друзьями устроить пальчиковый кукольный театр.
Разыгрывается кукольная миниатюра.

















Образцы пальчиковых кукол: Дед Мороз, Снегурочка, Снеговичок







Слайды новогодней
ёлки, Деда Мороза, Снегурочки





3.3



Объяснение и показ технологии изготовления игрушки




объяснение,
демонстрация


Вот и пришел к нам Дед Мороз. Как вы думаете, из каких деталей состоит такая игрушка?
Правильно, туловище, лицо.
Из каких материалов они изготовлены?
2 детали туловища изготавливаются из ткани. Затем наклеиваем детали из бумаги: розовая деталь лица, черные глаза, белые - нос, усы, борода, помпон.
Каким швом можно сшить детали туловища?
Их сшиваем «петельным» швом или швом «через край». Не забываем правила работы с колющими и режущими инструментами.
Повторение правил ТБ.
После этого вставляем в сшитое туловище полоску картона. Зачем?
Правильно, чтобы клей не пропитал заднюю часть туловища.
Приклеим все детали на розовую деталь лица. Готовое лицо приклеим к основе туловища. Затем приклеим опушку шапки и помпон.
Как можно оформить шубку Деда Мороза?
Оформляем игрушку новогодним дождем.
Вы заметили, какой этап изготовления игрушки мы пропустили в изготовлении пальчиковых игрушек? Правильно, этап набивки. Почему? Этим и отличается изготовление плоских игрушек, например, пальчиковых, от мягких объемных.

Презентация технологичес-
кого процесса изготовления игрушки

детали Деда Мороза из ткани и бумаги большего размера


3.4.
Практическая работа учащихся

вопросы к учащимся, самостоятельная работа учащихся,
наблюдение,
контроль за деятельностью обучающихся, беседа
Повторение основных этапов работы.
Сейчас вы самостоятельно изготовите Деда Мороза.
Самостоятельная работа обучающихся. Беседа о новогодних подарках.
Физминутка.
Инструменты. Материалы, технологические карточки готовый
образец педагога

4.
Подведение итогов занятия


4.1.











Анализ деятельности обучающихся










беседа, личностно-ориентированный анализ,
эмоциональное стимулирование




Итак, вы закончили работу. Давайте все подойдем к елке и посмотрим на наших Дедов Морозов. Вы старались, работали аккуратно, были внимательными. Все Деды Морозы получились добрыми, веселыми. Я очень довольна вашими результатами, каждый из вас хорошо потрудился. Прежде чем отправиться в путешествие к вам или вашим друзьям Деды Морозы хотят сказать друг другу и всем нам добрые пожелания (пожелания детей друг другу).
И мой Дед Мороз приготовил для вас всех сюрприз за хорошую работу на фабрике (раздача из новогодней шкатулки новогодних звездочек).
Я уверена, что дома вы сможете самостоятельно изготовить еще новогодние поделки и, что они станут замечательным подарком вашим близким, поскольку в них вложено не только ваше старание и творчество, но и частичка вашей души. Дарите радость близким вам людям!
На этом наше занятие закончено. Вам понравилось работать на нашей новогодней фабрике? Спасибо вам за работу!


5
Уборка рабочего места





Вы знаете, что после работы необходимо убрать своё рабочее место, привести в порядок учебный кабинет.
Обучающиеся убирают свои рабочие места.


Ф.М.Шел по лесу Дед Мороз, Дед Мороз, Дед Мороз,
Вверх он поднял красный нос, красный нос, красный нос, так!
И нарядно хороша, хороша, хороша
Шла лисичка неспеша, неспеша, неспеша,так!
Мишка зайку догонял, догонял, догонял,
Он вразвалочку шагал, он шагал, так!




Заголовок 215