конспект занятия по РПСП в 4 классе на тему: Восприятие особых свойств предметов

Занятие по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 4 классе на тему: «Восприятие особых свойств предметов».


Учитель: Ижболдина М.А.

Цель: закреплять умение определять и различать особые свойства предмета.

Задачи:
Развивать тактильные ощущения.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие .

Оборудование: ноутбук, музыка, карточки с заданием, краски, карандаши, тетрадь, мяч, посылка, предметы из разных материалов.

Ход занятия

Игра «Поздороваемся». Дети здороваются разными частями тела.
Психологический настрой на урок.
Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем Ни минутки не теряем.

- Ребята сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы узнаем, когда послушаем музыку.
Дети стоят в кругу. Закрывают глаза – слушают музыку – «перемещаются» в лес.
Там получают «посылку» с заданиями и картой передвижения. Выполнив все задания – найдем клад.
- Куда мы с вами переместились? (в лес)
- Как определили, по каким признакам или звукам. Что нам помогало определить? (по звукам, слушали)

1 задание. Выполнив задание – узнаем, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.
Игра «Чудесный мешочек». Дети описывают предмет, не видя его.
- что нам помогло узнать предмет? (руки, кожа, ощущения).
- О чем пойдет речь на занятии? (будем определять свойства предметов – гладкость, холодность, прозрачность, прочность и пр.)

В тетради записывают дату, время года, день недели.
За выполнение каждого задания получают определенное количество баллов. Критерии вывешиваются на доску.

На презентации обращаем внимание на карту – где написаны задания.

2 задание. Игра «Назови»
- Лесные жители оставили нам предметы, нужно узнать какие. А затем назвать предметы, которые имеют какое - либо из свойств.
Сейчас посмотрим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Встанем в круг. Я предлагаю потрогать кусочек ткани, железа, бумаги, дерева, а дети называю какое – то свойство предмета, например «прозрачный», и называют сам предмет, обладающий этим свойством. Например, «стекло»
Мягкий
Гладкий
Жесткий
Тяжелый
Легкий
Деревянный.
Шершавый
Непрозрачный.
Сухой
Мокрый

3 задание. Игра «Нарисуй по описанию предмет»
Обучающиеся получают предмет в мешочке – обследуют его и учитель предлагает детям нарисовать под соответствующую музыку.
А затем сравнить с оригиналом.

Пальчиковая гимнастика
Угощение гномов (сжимаем кулачки на обеих руках) Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики) Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем) Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика) Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это) Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони) Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

4 задание «Раскрась лишний предмет»
Каждому выдается бланк с заданием
- Давайте, ребята, покажем, как хорошо мы с вами знаем разные свойства предметов.
Раскрасьте в каждой группе лишний предмет. Раз мы с вами говорим о свойствах предметов. То и лишний предмет будет иметь свойство, которое отличается от свойств других.
Поговорили, проверили правильность выполнения задания.

5 задание. Игры «Скажи наоборот» (на презентации)
Учитель  бросает мяч по очереди каждому  ребенку и называет понятие. Ребенок должен назвать противоположное понятие.
Например: мягкий, тяжелый, горячий, большой, непрозрачный, сухой, бесцветный.

Физкультминутка
Путь-дорога нелегка
(шагают на месте),
И замерзли мы слегка
(прыжки на месте).
Руки мы сейчас согреем
(трут ладонями),
Все на свете мы сумеем.

6 задание. Игра в кругу «Покажи предмет и передай». Дети передают воображаемый предмет. (называют предмет и его описывают по очереди каждый ребенок)

7 задание. Игра «Откуда и чей голос?»
Обучающимся по очереди предлагают встать спиной к классу и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.

Получают сюрпризы – сок в коробке. Дети должны определить на вкус, какой это сок. Как они определили, по каким вкусовым качествам. Темой следующего занятия будет определение свойств предметов – таких как запах и вкус.
Возвращение обратно в класс под звуки природы.
Поведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Дети подводят итоги занятия, делятся впечатлениями. Что понравилось, что вызвало затруднение. Подсчитывают баллы за каждое задания.
- Оцените свое настроение в конце урока и уровень выполнения всех заданий на занятии с помощью смайлов.

15