Конспект занятия по математике Путешествие в волшебную страну — Математику


Составила: Воспитатель
Гусельникова Оксана Антоновна
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы
Название: Путешествие в волшебную страну «Математика».
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Цель: Образование числа 10.
Задачи: Обучающие:
- учить записывать образование числа 10, читать запись;
– закрепить знания детей о геометрических фигурах.
- продолжать формировать у детей представления о днях недели, месяцах и числах.
– формулировать учебную задачу;
– устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
– понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие:
1. Увеличить объем внимания и памяти.
2. Развивать речь, уметь аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
Воспитательные:
1. Уметь самостоятельно работать;
2. Поддержать интерес к познавательной деятельности ребенка;
3. Формировать у ребенка умение самостоятельно контролировать процесс работы и оценивать результаты своего труда.
Оборудование: Карточки с цифрами, рабочие листы, листочки в клеточку, карандаши, фланелеграф, изображение Бабы Яги и ее избушки, геометрические фигуры.

Этапы: Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей Совместная деятельность педагога и детей
Мотивационно-ориентировачный
Цель: Мотивировать детей на включение в совместную деятельность Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении. Отгадайте загадку.
Она – царица всех наук,Без нее мы – как без рук,Научит думать и решать,И много действий совершать. (Математика.)
Воспитатель: — Итак, ребята, вы правы! Я предлагаю вам отправиться путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Вы согласны? Дети внимательно слушают воспитателя.
Дети предлагают варианты ответа на загадку.
Ответы детей
Основной этап: Воспитатель: — Ребята, а на чем же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.
Проводится игра «Разгадай зашифрованный рисунок».
Воспитатель:— Возьмите листочки в клеточку и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх. Что получилось? Дорисуйте машине двери и колеса.
Воспитатель: — А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.
Мы едем, мы едем вперед и вперед.Дорога нам новые силы дает.Мы едем в машине куда захотим,И едем так быстро, как будто летим.Мы едем, мы едем вперед и вперед,Машина везет нас и не устает,Так много дорог, впереди поворот,Свернули – и снова вперед и вперед!
Воспитатель: — Чтобы не скучать в пути нам, мы будем разгадывать загадки, и отвечать на веселые вопросы.
Математические вопросы: 
Цифра вроде буквы «О»,Но не значит ничего. (О)
От нее ведется счет, и за это ей почет.Тонкая, как спица, цифра ….(единица)
— Сколько дней в одной неделе?
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько месяцев в году?— Что наступает раньше: утро или вечер?
— Сколько углов у треугольника? А у круга?
Воспитатель: —Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Посмотрите, ребята, какая чудесная елка стоит на главной площади. Обратите внимание, что вместо звезды на макушке и игрушек на ее ветках развешаны числа.
- Какое число на макушке вы видите? (10)
- Какие цифры составляют число 10? (1 и 0)
- Какие цифры висят на верхних ветках слева и справа ? (Слева цифра 1, а справа цифра 9.)
- Ребята, число 10 состоит из цифр 1 и 9.
- Кто из вас догадался, из каких еще цифр состоит число 10? (2 и8)
- Правильно, число 10 состоит еще из цифр 2 и 8.Об этом нам говорят цифры, которые висят на следующих ветках. Как они висят? (Слева цифра 2, а справа цифра 8.)
- Кто из вас догадался, из каких еще цифр состоит число 10? (3 и 7)
- Правильно, число 10 состоит еще из цифр 3 и 7.Какое получится число, если прибавить к цифре 4 цифру 6? (10)
- Кто из вас догадался, из каких еще цифр состоит число 10? (5 и5)
- Правильно, число 10 получается, если к цифре 5 прибавитьцифру 5.
- Какое число получится, если мы сложим вместе цифры 6 и 4? (10)
- Правильно, получится число 10. Об этом нам говорят цифры, которые висят на следующих ветках.Есть ли ещё вариант образования числа 10? (7 и 3)
- Правильно, число 10 состоит ещё из цифр 7 и 3.
- Имеется ли ещё закономерный вариант состава числа 10? (9 и1)
- Верно, число 10 состоит из цифр 9 и 1.
Воспитатель напоминает детям правило образования чисел: каждое последующее число на единицу больше предыдущего, а каждое предыдущее число - на единицу меньше последующего.
Воспитатель: — Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы узнали, из каких цифр можно получить число 10. Ребята, вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнем, и смело дальше в путь пойдем.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,Все умели мы считать,Отдыхать умели тоже –Руки за спину положим,Голову поднимем вышеИ легко-легко подышим.
Воспитатель: — Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше. Ой, ребята, мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка – зайдем в нее. Вот это да! Везде развешаны какие-то непонятные картинки, схемы. Мы попали в избушку Бабы-Яги. А вот и она сама – говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с ее задачками. Все они будут непростые, заколдованные, как например, вот эта схема.
— Итак, что изображено на этой картинке? (Яблоки.)— Сколько их? (Четыре.)
Воспитатель: — Можно ли по этой схеме составить задачу? Например: Сестрице Аленушке Яблонька подарила десять яблок, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила шесть. Сколько осталось?
Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи (10-6=4).
— Что означало число 10?(Сколько было.)— Что означало число 6?(Сколько выронила.)— А число 4? (Сколько осталось.)— Почему выбрали знак «минус»? (Потому, что в результате стало меньше.)
Воспитатель: — Следующая задача.
— Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели.Пять румяных, наливных, а пять с кислинкой.Сколько их?
— О чем говорится в задаче? (О яблоках.)— Что о них известно? (Их было пять румяных, да пять с кислинкой.)— Что надо узнать? (Сколько всего.)
Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи. (5+5 =10)
— Почему вы выбрали для записи именно знак «плюс»? (Потому, что нам нужно найти, сколько было всего, то есть соединить части и получить целое.)Воспитатель: — Ребята, а теперь попробуйте сами составить задачи про яблоки.  Но, для начала, давайте вспомним правила составления задач. (1. Условие. 2. Формулировка вопроса. 3. Решение.)Воспитатель: — Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы-Яги. Пора возвращаться домой. Садимся в свои волшебные автомобили, заводим моторы и очень внимательно смотрим на дорогу.
Мы едем, мы едем вперед и вперед.Дорога нам новые силы дает.Мы едем в машине куда захотим,И едем так быстро, как будто летим.Мы едем, мы едем вперед и вперед,Машина везет нас и не устает,Так много дорог, впереди поворот,Свернули – и снова вперед и вперед! Дети выполняют задание воспитателя.
Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.
Дети отвечают на вопросы и разгадывают загадки.
Воспитатель демонстрирует детям изображение "Числовой и Цифровой Ёлочки".
Предлагает детям рассмотреть её, затем задаёт вопросы.
Дети записывают примеры в тетради и на доске (1+9=10; 2+8=10; 3+7=10 и т.д.)
Проводится физминутка «Раз, два, три, четыре, пять». Повторить 2 раза.
На доске схематически нарисовано 4 яблока.
К доске выходит ребенок, желающий поучаствовать, и поочередно соединяет точки на схеме. В результате получается рисунок.
Ответы детей.
Дети решают задачу и отвечают на вопросы воспитателя.
Дети формулируют и предлагают решение задачи, записывая ее в тетради и на доске.
Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.
Рефлексивно-оценочный
Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали, о чем говорили, создать ситуацию успеха - Ну вот, ребята, мы и вернулись обратно в садик. Напомните, в какой стране мы сегодня побывали? А кто живет в этой стране?
- Ребята, а что нового мы узнали в стране «Математика»?
- А где могут пригодиться полученные знания?
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.