Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия Путешествие в страну Мышляндию (2 класс)

КОНСПЕКТ
интегрированного коррекционно-развивающего занятия
для учащихся 2 класса с ОВЗ вследствие ЗПР МБОУ ОШИ №1 г. Пензы

Тема: Путешествие в страну Мышляндию.
Цели: Развитие эмоциональной, коммуникативной сфер личности ученика через использование эффективных приемов мотивирования учащихся в их познавательной деятельности.
Задачи:
Усвоение значения понятий «анализ», «синтез».
Осуществление процессов анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие связной и последовательной речи.
Обогащение словаря путем расширения и уточнения.
Развитие регуляции собственной деятельности, самоконтроля, произвольности.
Развитие внимания.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие мелкой и общей моторики.
Повышение учебной мотивации.
Повышение самооценки.
Оборудование:
Тетради, ручки, фломастеры; магниты – 20 шт.
Карта страны «Мышляндии».
Текст письма Профессора: деформированный и преобразованный; заглавные буквы «С» - 3 шт., 3 точки-магнита, маркер синего цвета.
Изображение ребуса 3 экз.
Карточки с индивидуальными заданиями (исключение 4-го лишнего).
4 картонные карточки-«дощечки» с буквами (м,о,с,т); шнуровка – 5шт.
Сказочные персонажи в виде кукол «Би-ба-бо» (Профессор, Пословица).
Массажные кольца «су-джок».
Магнитофон, аудиозаписи (В.Моцарт, Э.Григ).
Цветные аппликации домиков из геометрических фигур– 2 шт.
Таблицы с опорными понятиями по ходу занятия.
12.Опорные таблицы с определением понятий «Анализ», «Синтез».


План занятия:
Организационный момент (2 мин.).
Игра-энергизатор (2 мин.).
Рефлексия прошлого занятия. Сравнение домиков (3 мин.).
Массаж рук и пальцев (3 мин.)
Работа с текстом (7 мин.).
Анализ пословицы (3 мин.).
Физкультминутка (3 мин.)
Разгадывание ребуса. Работа в группах (4 мин.)
Индивидуальная работа с заданиями на карточках (4 мин.).
Составление слова из букв (2мин.).
Развитие мелкой моторики (шнуровка) (3 мин.).
Подведение итогов занятия (2мин.).
Ритуал прощания (2 мин.)
Ход занятия
Организационный момент (2 мин.).
(Перед началом занятия записать на доске число, тему занятия, раздать тетради учащихся).
Психолог: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, повернитесь к ним, пожалуйста, поприветствуйте их. Хорошо.
А теперь как всегда поздороваемся друг с другом. (Дети встают в круг, соединяют свои ладошки на уровне груди и, соприкасаясь по очереди пальчиками, произносят: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, свежий ветерок! Здравствуй, тонкий лепесток! Все вокруг мои друзья и приветствую их я!»
2. Игра-энергизатор (2 мин.).
Опустили руки. Ребята, чтобы занятие наше прошло удачно, давайте поиграем в игру «Энергетическая станция». Кто напомнит правила?
Дети: Тот, кто будет энергетической станцией, должен один или несколько раз пожать левой рукой руку соседу, а тот с той же силой должен передать это рукопожатие своему соседу и т.д. Рукопожатие должно в неизмененном виде вернуться к правой руке Энергетической станции.
Психолог: Все правильно. Играем. Достаточно. Теперь садимся за парты, записываем в тетрадь сегодняшнее число, рисуем кружок настроения, записываем тему занятия.
3. Рефлексия прошлого занятия (3 мин.).
Психолог: Чем мы занимались на прошлом занятии?
Дети: Мы путешествовали по стране Мышляндии.
Психолог: Это страна, где живут мышки?
Дети: Нет, название этой страны связано со словом «мысль», там живут умные, сообразительные жители, которые умеют сравнивать, разгадывать ребусы, решать задачи, объяснять пословицы.
Психолог: Сегодня мы продолжим наше путешествие, но сначала скажите мне, для чего, с какой целью вы отправились в это путешествие?
Дети: Чтобы научиться размышлять, сравнивать и доказывать, вместе решать задачи, ребусы, объяснять пословицы.
Психолог: У какого жителя этой страны вы успели побывать?
Дети: Мы побывали в гостях у тетушки Сравнение.
Психолог: Чему она вас научила?
Дети: Она научила нас сравнивать различные предметы, находить среди них сходства и различия.
Психолог: А если я сейчас попрошу вас сравнить между собой вот эти два домика, вы сможете это сделать?
Дети: Сходство их в том, что они оба состоят из геометрических фигур, оба сделаны из бумаги и т.д.; различие состоит в том, что у одного есть труба, а у другого – нет, что один состоит из 4-х геометрических фигур, а другой – из трех и т.д.
(На доску вывешивается опорная таблица: «Сравнение домиков»)
4. Массаж рук и пальцев рук (3 мин.).
Психолог: Молодцы! Хорошо научились сравнивать у тетушки Сравнение. А сегодня, по ее совету, мы все вместе отправимся в гости к профессору Анализу Синтезовичу, который научит вас выделять отдельные признаки или качества предметов, т.е. анализировать и проводить синтез: соединять отдельные признаки или качества в целое. Жаль только, что живет он далеко, и сразу попасть в гости к нему мы не сможем. Почему? Как вы думаете?
Дети: Потому что его дом находится на другом берегу реки.
Психолог: Ребята, а как мы могли бы перебраться на другой берег?
Дети: Переплыть вплавь. Переплыть на лодке. Перелететь на воздушном шаре.
Психолог: Лодки и воздушного шара у нас нет, а переплыть не получится, т.к. в реке водятся большие, злые крокодилы. Как же нам все-таки попасть к профессору?
Давайте-ка достанем наши волшебные золотистые каштанчики, помассируем пальчики и ручки, наш мозг начнет работать быстро и правильно. (Звучит музыка).
Работа с текстом (7 мин.).
Психолог: Хорошо помассировали пальчики? Молодцы! Ребята, хочу вас обрадовать: нам пришло письмо от профессора, но, вот незадача, почтальон нечаянно уронил его в лужу. Часть письма размыта, а в оставшейся – «склеились» друг с другом все слова и предложения. Достаем письмо. В нем текст: СОБЕРИТЕЧЕТЫРЕДОЩЕЧКИСБУКВАМИСОСТАВЬТЕИЗНИХСЛОВО-ОТГАДКУСЕГОПОМОЩЬЮПОПАДЕТЕКОМНЕ.
Психолог: Ребята! Чтобы прочитать письмо и добраться до профессора вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, а главное – уметь правильно и красиво говорить. Дети, кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети: Правильно произносить звуки и красиво говорить нас учит учитель-логопед.
Психолог: Я думаю, нам нужно пригласить этого специалиста на наше занятие, чтобы он помог прочитать письмо профессора. Приглашая учителя-логопеда, постарайтесь сделать это красиво: правильно произнесите все звуки, не забывая правила обращения к старшим. Какими словами вы обратитесь за помощью?
Дети: Уважаемая , приглашаем Вас на занятие и просим помочь нам прочитать письмо.
Логопед: Спасибо, ребята! Я с удовольствием помогу вам. Я уже слышала, что вы не можете прочитать письмо, потому что все слова в нем склеены.
-Давайте вспомним, что представляет собой любое письмо. Дети: Письмо - это послание одного человека другому.
Логопед: Какую речевую единицу представляет собой письмо?
Дети: Письмо представляет собой связный текст, в котором предложения выстроены в логической последовательности
Логопед: Как называются части связанного текста? Из чего состоит текст?
Дети: Связный текст состоит из предложений.
Логопед: Как определить границы предложений?
Дети: Чтобы определить границы предложения нужно внимательно вслушаться или вчитаться, понять смысл предложения или сделать паузу.
Логопед: Как на письме правильно обозначить границы предложения?
Дети: Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Логопед: На какие части делится предложение?
Дети: Предложение состоит из частей, которые называются «словами».
Логопед: Так что нам нужно сделать, чтобы прочитать письмо профессора?
Дети: Отделить друг от друга слова, а затем определить правильно границы предложений и отделить их друг от друга. (Дети по цепочке выходят к доске и отделяют слова друг от друга маркером вертикальными палочками).
Логопед: Что будем делать теперь?
Дети: Составлять из слов предложения, определять границы предложения, ставить, где надо точку. (Дети отделили слова, проставили точки)
Логопед: Кто сможет прочесть получившийся текст?
Один из учащихся читает текст, соблюдая знаки препинания.
«Соберите четыре дощечки. Составьте из них слово-отгадку. С его помощью попадете ко мне».
(Вывешивается вторая опорная таблица «Работа с текстом»).
Логопед: Молодцы! Справились. Ребята, чтобы выполнить задание профессора, что вам пришлось сделать?
Дети: Сначала отделить друг от друга слова, а потом соединить их в предложения.
Логопед: Ой, а что это лежит у нас в конверте? Дощечка, а на ней буква «ЭС». Отлично, одна дощечка у нас уже есть, а где же взять остальные?
Анализ пословицы (3 мин.).
Логопед: Посмотрите, ребята, кто это к нам спешит?
Дети: Это Пословица, внучка Профессора.
Пословица: Здравствуйте! Иду я от дедушки, он с нетерпением ждет всех вас, ребята, в гости. Весь день помогала я дедушке дом прибирать, да на стол накрывать. Старалась все сделать быстро, но аккуратно. Ведь сам дедушка часто повторяет: «Поспешишь, людей насмешишь!»
- Ребята, а вы знаете, о чем говорит эта пословица? Кто сможет объяснить, о чем говорит это выражение?
Дети: Ничего не следует делать второпях. Если будешь спешить, что-то сделаешь плохо, над тобой будут смеяться.
Логопед: Давайте, ребята, запишем эту пословицу в тетради. Один ученик записывает пословицу на доске с комментированием.
Пословица: А какие пословицы вы знаете еще?
Дети: Труд кормит, а лень портит! Без труда не вынешь рыбку из пруда!
Пословица: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А на этот случай у меня для вас подарочек есть, дедушка его со мной передал. (Достает вторую дощечку – буковку «ЭМ»).
(На доску вывешивается опорная таблица «Разбор пословицы»).
Логопед: Спасибо тебе, пословица, мы как раз разыскиваем недостающие дощечки с буквами. (Поблагодарить Пословицу, попрощаться с ней).
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (3мин.)
Логопед: Ребята, вы прекрасно выполнили задание, но профессор хочет видеть у себя в гостях не только умных, сообразительных детей, но и здоровых, поэтому он советует ежедневно выполнять волшебную гимнастику
А)
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо
Как медведи ходят в лес.
Б)
-Теперь выполним гимнастику для глаз. Делаем глазами три круга вправо и три круга влево. Следите, чтобы голова стояла на месте, работают только глазки.
8. Разгадывание ребуса. Работа в группах (4 мин.)
Психолог: Ребята, Анализ-Ситезович передал для вас еще задания, выполнив которые, вы получите подсказки, чтобы перебраться на другой берег реки.
- Одно из них гласит «Отгадаете ребус! Узнаете, кем каждый из вас станет, когда постучится в мой дом». Кто напомнит алгоритм или правило разгадывания ребуса?
Дети: 1. Сначала записываем названия изображенных предметов или букв. 2.Зачеркиваем ненужные буквы. 3. Читаем слово, состоящее из тех букв, которое остались.
Психолог: Правильно, а теперь, чтобы дело у нас пошло быстрее, образуем 2 команды, объединившись по 3 человека. Справа от меня встанут, слева . Сейчас каждая команда получит картинку с ребусом. Каждый участник команды, первой решившей ребус, получает по 2 каштанчика, участники 2-ой команды – по 1 каштанчику.
Дети: У нас получилось слово «Гость».
Психолог: Очень хорошо! А кто такой гость?
Дети: Любой человек, который приходит по приглашению в чужой дом, называется «гостем».
Психолог: В конверте с заданием для вас приготовлена дощечка с буквой «Т». Сколько букв вы уже собрали?
Дети: Мы собрали уже три буквы.
(Вывешивается опорная таблица «Разгадывание ребуса».)
9. Индивидуальная работа с заданиями на карточках (4 мин.)
Психолог: Откроем последний конверт: в нем – карточки-задания для каждого из вас. Задание у всех одинаковое «Прочти внимательно четыре написанных слова, определи, какое из них лишнее, к остальным подбери обобщающее слово». Будьте внимательными, но постарайтесь выполнить задание быстро.
Выполнили? Хорошо. Передайте свои карточки на проверку своим одноклассникам (по часовой стрелке).
Все, кто выполнил задание правильно, получает 2 каштанчика, те, у кого будут ошибки – получат по 1 каштанчику. Ребята, что вам пришлось сделать при выполнении задания?
Дети: Для выполнения этого задания нам пришлось сначала отделить одно слово от всех остальных, а к оставшимся подобрать обобщающее слово?
(Вывешивается опорная таблица «4-ый лишний».)
Кроме того, у нас в руках после успешного выполнения задания – последняя дощечка – с буквой «О»
10. Составление слова из букв (2мин.)
Психолог: Ребята, вспомните письмо Анализа Синтезовича, о чем в нем говорилось?
Дети: Чтобы попасть к профессору, нам нужно собрать 4 дощечки с буквами.
Психолог: Смогли мы собрать все 4 дощечки?
Дети: Да, смогли.
Психолог: О чем он еще просил нас?
Дети: Составить из букв на дощечках слово отгадку, с помощью которой мы сможем перебраться через реку.
Психолог: Дети, подойдите все к 1-ой парте и составьте слово из 4 дощечек . Какое слово у вас получилось?
Дети: Получилось слово «мост».
Психолог: Так с помощью чего мы будем перебираться через реку?
Дети: С помощью моста.
Психолог: Ребята, что нам пришлось сделать, выполняя это последнее задание? Сначала мы собрали дощечки с буквами, а что произошло потом?
Дети: Мы соединили их, и получилось слово «мост».
(Вывешивается опорная таблица «Составление слова из букв»).
11. Развитие мелкой моторики (шнуровка) (5 мин.)
Психолог: Совершенно верно! Однако наши дощечки не смогут стать мостом, если не скрепить их между собой. У вас есть шнурочки, которые помогут соединить отдельные дощечки в прочный мостик.
(Дети шнуруют дощечки, соединяя их в мостик. Звучит бодрая музыка)
«Перешли по мосту». Детей встречает профессор Анализ Синтезович.
Профессор: Здравствуйте, ребята! Наконец-то вы добрались до моего дома. Я знаю, что ваша дорога была непростой. Какие преграды по пути ко мне вам пришлось преодолеть?
Дети: Составлять из слов предложения, из предложений- текст, объяснять пословицу, находить лишнее слово, разгадывать ребус, составлять из букв слово. (Ответы с опорой на вывешенные таблички).
12. Подведение итогов занятия (2 мин.).
Профессор: Да многое вы успели сделать, пока добрались до моего дома, многому научились и практическим путем смогли понять, что такое анализ и что такое синтез. Теперь-то вы понимаете, что именно обозначает мое имя?
Дети: Составлять, соединять – это и есть синтез, так мы соединяли буквы в слово «мост», а разделять на части, разъединять что-либо – это и есть анализ.Так мы читали письмо с частично утерянным текстом.
Профессор: Сложный я вам экзамен устроил! Зато теперь знаю, на что вы способны. Будьте моими гостями в ближайшие дни. Я научу вас многим премудростям, а помогут мне в этом не только внучка моя, Пословица, но и мои дочки Аналогия и Абстракция. Они живут недалеко. На сегодня достаточно заданий для вас. До свидания!
Дети: До свидания профессор!
Психолог: Что ж, профессор человек занятой, да и время наше прошло, придется прервать наше путешествие до следующего занятия. Давайте вспомним, чему мы научились сегодня?
Дети: Составлять из слов предложения, из предложений- текст, объяснять пословицу, находить лишнее слово, разгадывать ребус, составлять из букв слово, узнали значение новых слов «анализ» и «синтез».
(Вывешиваются определения: анализ – выделение отдельных признаков, качеств; синтез – соединение отдельных признаков, качеств в целое).
Логопед: Ребята! Давайте еще раз прочитаем и запомним, что же такое анализ и синтез.
(Читает один из учеников.)
Психолог: Нарисуйте кружок своего настроения, посчитайте свои каштанчики, запишите количество собранных вами каштанов. Сдайте тетради, каштанчики и подойдите к доске. (Учащиеся по цепочке подходят к психологу, сдают тетради, каштанчики и сообщают, какое задание им понравилось выполнять в ходе данного занятия).
13. Ритуал прощания (2 мин.)
Психолог: Встанем в круг. Похлопаем тому, у кого сегодня набралось наибольшее число каштанов. Теперь похлопаем тому, кто быстрее всех выполнял задания. Теперь тому, кто был самым внимательным и т.д. (положительную оценку получает каждый ребенок).
А теперь возьмемся за руки и почувствуем, как тепло соседних ладошек согревает вас, как наше общее тепло, тепло нашей общей команды переходит из ручки в ручку и бежит по цепочке. Почувствовали? Спасибо вам за занятие! Повернитесь к нашим гостям, попрощайтесь с ними! До свидания!

15