Программа элективного курса «Самостоятельные и практические работы в рамках изучения начального курса физической географии» (6 класс)

Элективные курсы-
курсы, выбираемые в
обязательном порядке.

Пояснительная записка к элективному курсу

«Самостоятельные и практические работы в рамках изучения начального курса физической географии».

Элективный курс «Самостоятельные и практические работы в рамках изучения начального курса физической географии» предназначен для учащихся 6-х классов городских и сельских школ в пределах Чувашской Республики.
Начиная с 2005 года, объём курса географии в 6-х классах был сокращен на 50%, что непосредственно отразилось в первую очередь на качестве обучения и усвоения материала учащимися. А так же определенные трудности испытывают и учащиеся старших классов при сдаче ЕМЭ и ЕГЭ, поэтому этот курс можно использовать при подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам. Эти трудности появились, так как учителями географии из программы были удалены все практические занятия, работы с контурными картами, экскурсии, самостоятельной работы с рабочими тетрадями и наблюдения за погодой.
Этот курс предназначен для более полного и объемного изучения и освоения материала физической географии 6-го класса.
Курс опирается в первую очередь на знания, полученные на уроках географии, природоведение и биологии. Он рассчитан на 34 часа (один час в неделю). К нему разработан подробный тематический план, где предусмотрены все сезонные экскурсии, проведение опытов, выполнение практических работ на контурных картах, на местности и самостоятельных работ в рабочих тетрадях.
Цель программы: Создание благоприятных условий для более глубокого изучения курса физической географии в среднем звене, с целью развития устойчивого интереса к географии, творческого мышления, и умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса.
Задачи курса: формирование у учащихся более полного представления о явлениях, происходящих в природе; развитие интеллектуальных способностей логического мышления и навыков применения теоретических знаний в практике; продолжить формирование у учащихся нравственного отношения к природе, привития эстетического восприятия окружающей среды и воспитание «экологической культуры» учащегося.
Основные концепции курса:
Комплексный подход при изучении физических явлений в природе. Важно, показать взаимосвязь между теми предметами, которые изучают природу и природные явления.
Параллельно-смежная направленность курса. При рассмотрении тем на уроках по физической географии, параллельно обязательно проводятся практические работы на контурных картах и местности, ставятся опыты, выполняются самостоятельные работы в рабочих тетрадях, ведутся наблюдения за погодой в рамках тематического планирования.
Использование современных ИКТ. Они позволяют расширить кругозор учащихся, их обзорное видение и помогает в приобретение навыков для оформления контурных карт (интердоска).
Экологическая, валеологическая и краеведческая направленность курса. Важно сформировать у учащихся убеждения в необходимости ведения ЗОЖ, «экологической культуры» поведения и бережного отношения к традициям, обычаям своего народа путем изучения природы родного края.
Практические и самостоятельные занятия. Эта сторона курса предполагает использование контурных карт и рабочих тетрадей для самостоятельных работ с целью закрепления пройденного материала.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Называть (показывать): стороны горизонта; элементы градусной сетки; объекты на местности, пользуясь условными знаками; протяженность 1 градуса дуги меридианов и параллелей в километрах; разные виды масштабов плана и карты; горизонтали; объекты условными знаками плана и карты; основные формы рельефа Земли; географическую номенклатуру (самая высокая точка Земли и т.д.); части реки; части рельефа дна Мирового океана; виды облаков; приборы и инструменты, необходимые для метеонаблюдений на местности; сферы Земли, их значение для жизни человека.
Приводить примеры: природных зон Земли; источников загрязнения сфер Земли; маршруты великих путешественников и первооткрывателей; развитие представлений человека о Земле.
Определять (измерять): географические координаты точки (на глобусе и карте); различие гор и равнин по высоте; местоположение географических объектов (по карте, плану); виды горных пород (в коллекции); амплитуда температур, средние температуры; количество осадков; температуру, влажность воздуха; атмосферное давление; направление и силу ветра; степень облачности при помощи наблюдения и метеоприборов; изменение температуры и атмосферного давления с высотой (решение задач); глубины Мирового океана (по карте); направление течения реки (по карте и плану); азимут на местности и плане; расстояние на местности, плане, глобусе и карте; относительную и абсолютную высоту точки на местности и плане; характер местности по горизонтали.
Описывать: времена года; погоду по картосхеме, наблюдениям, календарю; природные зоны Земли; круговорот воды в природе; образование переменных ветров Земли (муссон, бриз); образование морских течений; природные, социально-экономические и культурно-исторические объекты своей местности.
Объяснять: смену дня и ночи; смену времени года; возникновение ветра.
Прогнозировать: возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.
Методические рекомендации
Начальный курс для учащихся основной школы – первый по географии. Поэтому в «требованиях к подготовке учащихся» преобладают уровни: назвать и /или показать, приводить примеры, определять, описать и реже объяснять. Чтобы ученик мог объяснить он должен не только слышать, но и видеть, творить, созидать и только при таком подходе можно научить ученика объяснять многие природные явления. С этой целью весь курс – это курс практических занятий, проводимых в форме учитель – ученик, ученик – ученик.
Оборудование для проведения занятия: атлас для 6-го класса; рабочая тетрадь; контурные карты; цветные карандаши; ручка с черной пастой; простой карандаш;
компьютер, мультипроектор и интердоска; компас, транспортир, линейка, курвиметр; термометр, барометр, анемометр, гигрометр; шагомер, визирная линейка, планшет; оборудование для проведения опытов (спиртовая горелка, колба и т.д.).
Межпредметные связи.
Природоведение – строение солнечной системы, свойства воды, минералы и горные породы.
Биология – растительный и животный мир России и Чувашии.
Картография – методы и приемы составления карт, виды проекций, условные знаки и т.д.
Метеорология – приборы фиксирующие изменение состояние атмосферы, синоптические карты, календари наблюдения погоды.
Содержание программы «Начальный курс географии»
Общее число часов – 34
Тема 1. Введение (2 ч)
Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Правила и приемы оформления контурных карт.
Практическая работа №1 – материки и океаны Земли, маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба.
Тема 2. План местности, географическая карта и глобус (9 ч)
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу и другим приметам.
Экскурсия на тему «Вот и осень на дворе»: фенологические наблюдения, форма рельефа, определение расстояния глазомерным способом.
Глазомерная съемка местности и построение плана местности с использованием условных знаков и масштаба. Изображение рельефа местности на планах, картах, глобусах. Знакомство со шкалой глубин и высот. Практическая работа: лепка пластилином рельефа.
Приемы и правила работы с глобусом (умение нахождения полюсов, экватора, меридианов, параллелей, начального меридиана и полушарий). Оформление практической работы на контурных картах с выделением полюсов Земли, экватора, начального меридиана и полушарий Земли.
Градусная сеть на глобусах и географических картах, определение направлений и географических координат, расстояний с использованием масштаба карт и глобусов, курвиметра и географических координат.
Тема 3. Литосфера (4 ч)
Знакомство с горными породами в коллекции и их классификация по способу образования. Горы и равнины суши, вулканы; обозначение их на контурных картах. Самое глубокое место Земли, самое высокое место Земли, самое низкое место земли.
Сезонная экскурсия «Зимняя сказка». Фенологические наблюдения, продолжительность дня и ночи, виды осадков.
Тема 4. Гидросфера (6 ч)
Мировой океан и его части: острова, полуострова, моря, заливы, проливы -
отметка их на контурных картах. Проведение опытов: Мировой круговорот воды в природе, определение солености морской воды и причины динамики вод Мирового океана.
Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды и искусственные водоемы (водохранилища, каналы). Обозначение их на контурных картах.
Тема 5. Атмосфера (7 ч)
Наблюдение за состоянием атмосферы, оформление календаря погоды и обработка собранной информации. Определение максимальной и минимальной температуры, амплитуду колебаний температуры, средней температуры и построение графика хода температуры.
Ветер. Определение силы, скорости и направления ветра, используя флюгер, анемометр, посторенние розы ветров. Знакомство с местными приметами, предсказывающие погоду.
Сезонная экскурсия «Весенняя капель». Фенологические наблюдения, виды осадков, увеличение светлого времени суток.
Тема 6. Биосфера (4 ч)
Природные зоны земли и их география. Выделение природных зон на контурной карте, описание природных зон Чувашской Республики.
Экскурсия в краеведческий музей города Чебоксары – знакомство с растениями, животными, рельефом и горными породами Чувашской Республики.
Тема 7. Мы на карте Мира (2 ч)
Россия на карте мира. Чувашия на карте России, работа на контурных картах с обозначением границ России, столицы России – город Москва, реки Волги, города Чебоксары – столицы Чувашской Республики и примерную территорию Чувашии.
Сезонная экскурсия «Вот и лето пришло» Работа по созданию экологической тропы в рамках школьного двора. Фенологические наблюдения

Календарно-тематический план


Содержание
часы
Форма
проведения
Образовательный продукт
Дата


Тема 1. Введение
2




1.
Цели и задачи курса, правила оформления и выполнения практических работ на контурных картах.

Комбинированный урок
Навыки
и приемы оформления контурных карт
5. 09.

2.
Выполнение практической работы на контурных картах
«Материки и океаны Земли, маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба.»


Урок -
практическая работа
Оформленная контурная карта
12. 09


Тема 2. План местности, географическая карта и глобус.
9




1.
Осенняя экскурсия.

Урок -
экскурсия
Календарь погоды.
19. 09

2.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 5 – 8).

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
26.09

3.
Работа на местности: ориентирование, измерение азимута, определение расстояния – глазомерная съемка местности.

Урок- практикум
Данные глазомерной съемки, азимуты, расстояния и т.д.
3.10

4.
Оформление плана местности с использованием результатов глазомерной съемки.

Урок- практикум
План – схема школьного двора
10.10

5.
Изображение рельефа местности на плане, и на картах (горизонтали, шкала глубин и высот).

Комбинированный урок
Форма рельефа, выполненные пластилином.
17.10

6.
Глобус – макет Земли. Нахождение на нем географических объектов: полюсов Земли, материков, океанов, экватора, начального меридиана и т.д.

Комбинированный урок
Навыки и приемы работы с глобусом.
24.10

7.
Работа на контурных картах по определению географических координат, а так же на глобусах и картах

Комбинированный урок
Навыки определения географических координат
31.10

8.
Определение расстояний на планах местности, картах и глобусах с применением масштаба, курвиметра и географических координат

Комбинированный урок
Навыки и умения определять расстояния на картах, глобусах и планах
14.11

9.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 8 – 28)

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
21.11


Тема 3. Литосфера
4




1.
Знакомство с горными породами в коллекции и их классификация по способу образования.

Урок- практикум
Таблица свойств горных пород,
их классификацией и хозяйственным применением
28.11

2.
Сезонная экскурсия «Зимняя сказка». Фенологические наблюдения, продолжительность дня и ночи, виды осадков

Урок -
экскурсия
Календарь погоды
5.12

3.
Работа на контурных картах. Выделение гор, равнин, самой низкой точки, самой высокой точки и самой глубокой точки Земли

Урок- практикум
Оформленная контурная карта
12.12

4.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 36 – 41).

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
19.12


Тема 4. Гидросфера
6




1.
Постановка опытов: 1) Мировой круговорот воды в природе.
2) Растворяемость веществ в воде. 3) Определение солености морской воды.

Урок – лабораторная работа
Наблюдение и воспроизведение физических явлений в лабораторных условиях.
26.12

2.
Работа на контурных картах. Выделение частей мирового океана: морей, заливов, проливов, полуостровов и островов.

Урок- практикум
Оформленная контурная карта
16.01

3.
Работа на контурных картах. Выделение вод суши: реки, озера, каналы, водохранилища, ледники, болота, минеральные источники.

Урок - практикум
Оформленная контурная карта
23.01

4.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 41 - 60).

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
30.01

5.
Постановка опытов: условие образования озер, рек, подземных вод, болот, родников, минеральных вод

Урок - эксперимент
Знания, полученные опытно-экспериментальным путем
6.02

6.
Работа на контурных картах. Речная система Волги.

Урок - эксперимент
Оформленная контурная карта.
13.02


Тема 5. Атмосфера
7




1.
Определение максимальной и минимальной температуры, амплитуды колебания температуры, средней температуры и построение графика хода температуры

Урок- практикум с использованием данных календарей погоды
Таблицы и графики.
20.02

2.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 61 – 76).

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
27.02

3.
Работа на местности, определение силы ветра, скорости ветра и направление ветра (с использованием флюгера и анемометра).

Урок- практикум
Данные, полученные в результате наблюдений за состоянием атмосферы
6.03

4.
Построение розы ветров для разных частей страны с последующим их обсуждением

Урок- практикум
Графические изображения основных направлений ветров(роза ветров).
12.03

5.
Сбор информации, местные приметы, связанные с предсказанием погоды

Комбинированный урок
Таблица с приметами
19.03

6.
Сезонная экскурсия «Весенняя капель». Фенологические наблюдения, виды осадков, увеличение светлого времени суток.


Урок -
экскурсия
Календарь погоды
2.04

7.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 76 - 80).

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
9.04


Тема 6. Биосфера
4




1.
Работа на контурных картах. Природные зоны земли и их география.

Урок- практикум
Оформленная контурная карта.
16.04

2.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (стр. 80 – 86)

Урок- практикум
Выполненные задания в рабочей тетради
23.04

3,4
Экскурсия в краеведческий музей города Чебоксары – знакомство с растениями, животными, рельефом и горными породами Чувашской Республики.


Урок -
экскурсия
Таблица. Животные и растения Чувашии
30.04
7.05



Тема 7. Мы на карте Мира
2




1.
Работа на контурных картах. Россия на карте Мира. Выделение границ России, столицы, морей, омывающих Россию, реки Волги и города Чебоксары, столицы Чувашской Республики

Урок- практикум
Оформленная контурная карта.
16.05

2.
Сезонная экскурсия «Вот и лето пришло» Работа по созданию экологической тропы в рамках школьного двора. Фенологические наблюдения

Урок -
экскурсия
Экологическая тропа на территории школьного
двора
23.05


Из опыта работы учителя географии высшей категории
Вазюковой З.Е.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15