РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ по результатам реализации программы психологической адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду посредством использования телесно — ориентированных психотехник «В детский сад с улыбкой»

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ по результатам реализации программы психологической адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду посредством использования телесно - ориентированных психотехник «В детский сад с улыбкой»

Проблема психологического здоровья на сегодняшний день представлена в самых различных аспектах деятельности педагога-психолога. Однако основной акцент в решении данного вопроса приходится на такой вид деятельности, как психопрофилактика, рассматриваемый в современных условиях как система работы, обеспечивающая предотвращение возможного неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии его личности.
Вопросы психологической адаптации ребенка к дошкольному учреждению рассматриваются на протяжении последних десятилетий, но и по сей день остаются одними из самых актуальных в современной дошкольной психологии, поскольку затянувшаяся адаптация может перейти в дезадаптацию, следствием которой становятся нарушения здоровья, поведения и психики ребенка.
Наше дошкольное учреждение столкнулось с проблемой большого количества детей с низкими адаптационным способностями. Причинами тяжелой формы адаптации детей к детскому саду могли послужить следующие:
природные особенности ребенка (темперамент), его состояние здоровья;
неверное поведение родителей в данный период (незнание возрастных и психологических особенностей ребёнка, не учёт его интересов, гиперопека, либо гипоопека, излишнее потакание капризам или, наоборот, жесткость в общении);
недостаток психологических знаний у педагогов.
Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что для предупреждения дезадаптационных проявлений, эмоциональной напряженности в период адаптации детей к детскому саду, необходимо разработать систему мероприятий с детьми, родителями и педагогами. 

Данная проблема решалась таким образом:
этап составления программы психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник;
этап внедрения и реализации цикла встреч по этой психопрофилактической программе;
консультирование воспитателей (консультации - групповые, индивидуальные, по запросу)
консультирование родителей (консультации -групповые, индивидуальные, по запросу)
обобщающий этап – оценка эффективности программы, её корректировка (по необходимости).

Цель: Устранить дезадаптационные проявления у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
Формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
Развивать навыки социального поведения у воспитанников;
Формировать позитивное отношение к взрослому и сверстникам;
Формировать у родителей потребность в частом индивидуальном общении с детьми;
Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Способствовать снятию у воспитанников психоэмоционального и психомоторного напряжения.

Сроки реализации программы:
Программа проходила реализацию в МБУ детском саду №200 “Волшебный башмачок” с августа по апрель 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебного года и продолжается до настоящего времени. Совместной деятельностью с педагогом-психологом были охвачены воспитанники первых младших групп поступивших в МБУ в перечисленные учебные года.

Критерий эффективности проведенной программы:
повышение количества детей с легкой степенью адаптации,
положительная обратная связь от участников воспитательно-образовательного процесса: родителей, воспитателей (данные анкетирования).

Обоснование выбора методик:
Наблюдение за формой адаптации ребенка (индивидуальный лист адаптации). Поскольку эффективность проведенной профилактической работы оценивалась путем сравнения результатов процесса адаптации детей в данном учебном году с результатами предыдущих учебных годов было принято решение в качестве методики использовать «Индивидуальный лист адаптации ребенка к условиям ДОУ».
Отбор показателей, характеризующих уровень адаптации у детей, проводился с ориентацией на относительно константные требования, которые предъявляются к психологическим особенностям ребенка, внутренними закономерностями его развития.
В предлагаемом нами листе выделяются и анализируются такие значимые показатели адаптированности ребенка, как:
эмоциональное состояние;
деятельность;
взаимоотношения со взрослыми;
взаимоотношения со сверстниками;
речь
Начиная с первого дня пребывания ребенка в детском саду, в течении двух недель, педагог-психолог заполнял протоколы наблюдения за детьми. В протоколе наблюдения отмечались такие характеристики ребенка, как взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, эмоциональное состояние, деятельность и речь. Таким образом, педагог-психолог получает возможность отслеживать форму адаптации ребенка к ДОУ и принимать необходимые меры.
В диагностическом комплексе выделяются и анализируются такие составляющие, как:
форма адаптации ребенка (легкая, средняя, тяжелая);
наблюдение за особенностями поведения
Наблюдение за детьми проводилось педагогом-психологом непосредственно на каждой встрече по программе, также наблюдался процесс адаптации во время образовательной деятельности с воспитателями, в свободной деятельности ребенка, прогулках, во время выполнения ребенком режимных моментов для дополнения картины наблюдения на встречах. Первичное наблюдение проводилось во время реализации первого блока программы. Промежуточное - в процессе работы по второму блоку программы. Повторное – после реализации цикла встреч. Указанная частота обследования позволила проследить динамику, выявить ресурсы каждого ребенка, оценить эффективность проведенной работы.
Опрос персонала группы, родителей и врача-педиатра

Оценка эффективности проведенной программы.
I. Количественно-качественный анализ результатов наблюдения за детьми в период адаптации.
Количественный анализ полученных результатов на каждом этапе реализации программы в 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебных годах отражен в следующей таблице и представлен на диаграмме.

Степень
адаптации
Сроки фиксации результатов наблюдения


Август – сентябрь
Декабрь
Апрель


2012-2013
2013-2014
2014-2015
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2012-2013
2013-2014
2014-2015

Тяжелая
5 чел. (18%)
4 чел. (15%)
5 чел. (20%)
1 чел. (11%)
0 чел. (0%)
1 чел. (4%)
0 чел. (0%)
0 чел. (0%)
0 чел. (0%)

Средняя
15 чел. (54%)
14 чел. (52%)
12 чел. (48%)
8чел. (29%)
12 чел. (44%)
10 чел. (40%)
3 чел. (11%)
2 чел. (7%)
3 чел. (12%)

Легкая
8 чел. (28%)
9 чел. (33%)
8 чел. (32%)
19 чел. (60%)
15 чел. (56%)
14 чел. (56%)
25 чел. (89%)
25 чел. (93%)
22 чел. (88%)


1. В процессе первичного наблюдения (было проведено в первые две недели адаптации ребенка) и ведения листа адаптации были выявлены следующие результаты:
Дети с тяжелой формой адаптации составляли 2012-2013 уч.г. - 18%, 2013-2014 уч.г.-15%, 2014-2015 уч.г.-20%. Выявленные дети с тяжелой адаптацией характеризовались: отрицательным эмоциональным фоном настроения, постоянным плачем, нежеланием участвовать в игровой деятельности (и на встречах по программе в том числе), нежеланием отпускать от себя родителя, отношения с взрослыми и сверстниками носили отсутствующий или, редко, ответный характер. Дети со средней степенью адаптации (54%-52%-48%) отличались неуравновешенным фоном настроения, плаксивостью, участие в игровой деятельности носило нестойкий характер (настроение, интерес), отношения со взрослыми и сверстниками носили у детей в основном ответный характер. Дети с легкой степенью адаптации (28%-33%-32%) обладали уравновешенным эмоциональным фоном, с радостью участвовали в предметной и игровой деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками – инициативные.
В процессе встреч первого блока - детей интересует окружающая обстановка, но они продолжают держать маму за руку. Родители и дети ведут себя несколько сковано, круг часто “рвется”, многие ребята отказываются играть, даже вместе с мамой, занимают позицию наблюдателя. Постепенно по ходу встреч родители становятся активными участниками, вовлекаются в игры, дети уже могут участвовать в играх по предложению психолога или воспитателя. В процессе проигрывания, дети начинают проявлять положительно окрашенные эмоции, откликаются на предложение поиграть, постепенно начинают осваивать пространство группы (интерес к игрушкам, уголкам). К сожалению, остается категория детей, которые отказываются участвовать в играх и упражнениях, держат маму за руку, боятся остаться одни. В конце первого блока отмечается положительная динамика в плане того, что перемещение детей по группе становится самостоятельным, большинство детей уже не держат мам за руку.
В начале второго блока программы часть детей несколько скована из-за отсутствия мамы, отказываются от игр, либо остаются сторонним наблюдателями. Вторая часть, наоборот, стремится участвовать в играх самостоятельно. Основная часть детей, все же участвует в играх, вовлекаясь психологом, воспитателем.
2. В декабре - в процессе промежуточного наблюдения за формой адаптации детей отметились положительные тенденции: детей с тяжелой адаптацией осталось (11%-0%-1%), со средней – (29%-44%-40%, детей с легкой степенью адаптации стало 60%-56%-56%. Т.е. на 32%-23%-24% соответственно увеличилось число детей с адаптацией в легкой степени. Уже после 7-10 встреч дети, как правило, стали более раскованными, радуются приходу психолога, включаются в процесс игры с незначительной помощью воспитателя, психолога. Поскольку в данном возрасте поведение детей остается непроизвольным, дети часто отвлекаются от игр. Воспитатели отмечают, что дети стали меньше плакать, процесс расставания с близкими становится менее болезненным, дети осваивается игры с предметами в уголках, проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
3. В апреле - после проведения второго блока программы проводилось очередное фиксирование результатов наблюдения за процессом адаптации. Отразились следующие показатели: отсутствуют дети с тяжелой формой адаптации. Уменьшилось количество детей со средней формой адаптации на 43%-45%-36% в 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебных годах соответственно. Если в начале года таких детей было 54%-52%-48%, то в конце года таких детей осталось 11%-7%-12%. Увеличилось количество детей с легкой степенью адаптации на 61%-60%-56%.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
II. Анализ данных полученных в результате анкетирования родителей.

Целью данного исследования являлась оценка эффективности проведения психопрофилактической работы по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник.
В качестве листа фиксации результатов анкетирования была разработана следующая анкета (см. Приложение 1).
Сроки проведения – апрель 2013, 2014, 2015 года. Количество участников анкетирования: 2013г. – 19 чел., 2014г. – 21 чел., 2015г. – 23 чел.

Количественный анализ полученных результатов отражен в следующей таблице:
Показатели
2012-2013
2013-2014
2014-2015

1. Форма адаптации ребенка к ДОУ в начале учебного года
- тяжелая
- средняя
- легкая


2 (11%)
15 (78%)
2 (11%)


3 (14%)
10 (48%)
8 (38%)


3 (13%)
15 (65%)
5 (22%)

2. Болел ли ребенок в период адаптации
- Да
- Нет

1 (5%)
18 (95%)

-
21 (100%)

3 (13%)
20 (87%)

3. Эффективность проведения программы
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить

19 (100%)

21 (100%)

23 (100%)


4.Завершился ли процесс адаптации у ребенка
- Да
- Нет


19 (100%)


21 (100%)


23 (100%)


5. Необходимость проведения программы
- Да
- Нет
- Затрудняюсь

19 (100%)

21 (100%)

23 (100%)



Выводы:
1. Большинство родителей отмечают, что в начале учебного года при адаптации детей были трудности (не хотели отпускать, плакали, болели).
2. Все родителей отмечают, что после завершения программы ребенок адаптирован к ДОУ. Выявлена положительная динамика в форме адаптации от проведения психопрофилактической работы по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник.
3. Все родители рекомендуют проводить психопрофилактическую работу по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
III. Анализ данных полученных в результате анкетирования воспитателей.
Целью данного исследования является оценка эффективности проведения психопрофилактической работы по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник.
Для решения данной цели была разработана следующая анкета (см. Бланк анкеты в приложении)
Сроки проведения – апрель 2013, 2014, 2015 года. Были опрошены все педагоги работающие на первых младших группах в период проведения программы.
Комплексный анализ полученных данных, полученных в процессе анкетирования, позволил сформулировать следующие выводы:
1. Воспитатели отмечают, что в начале учебного года было большое количество детей с низкими адаптационными способностями.
2. Воспитатели заметили положительную динамику по снижению заболеваемости.
3. Выявлена положительная динамика в форме адаптации в процессе проведения психопрофилактической работы по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник.
4. Все педагоги первых младших рекомендуют проводить психопрофилактическую работу по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду посредством использования телесно-ориентированных психотехник.

По собственным наблюдениям: дети стали более открытыми, стали проявлять инициативу в общении, самостоятельно участвовать в играх, упражнениях, стали менее тревожными.
Воспитатели заметили то, что дети в речи практически не вспоминают родителей, нет такого ожидания родителей вечером. Дети стали свободно перемещаться по помещению группы, играть в игры с игрушками, и в игры из программы.
Врач - педиатр отмечает снижение заболеваемости, улучшение показателей аппетита, сна.
Родители также положительно отзываются о встречах с психологом по программе, консультировании. Родители заметили, что дети стали более раскованными, спокойно отпускают их на работу, улучшилось поведение детей и дома.
Резюме.
По результатам исследования можно сделать вывод, что после проведения комплекса профилактических мероприятий предусмотренных программой в МБУ были созданы условия для успешной адаптации ребенка к детскому саду, дети стали легче адаптироваться к детскому саду, их эмоциональное состояние в период адаптации стало более благоприятным, что свидетельствует о пользе проведения работы в рамках программы.
Цель, поставленная перед психологической службой, выполнена.
Работа по данной программе продолжается по настоящее время возможность отследить динамику в реализации программы будет в апреле 2016г.


Исполнитель: педагог-психолог
МБУ детского сада № 200
«Волшебный башмачок» ______________Е.Е. Степанова



















Анкета для родителей
ФИО ребенка________________________________________________________________
Возраст ребенка_______________ Пол___________
1. Как по вашему мнению проходила адаптация вашего ребенка к детскому саду _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Болел ли ваш ребенок во время адаптации______________________________________
3. Считаете ли вы, что встречи с психологом помогли Вашему ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада_________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Считаете ли вы, что ваш ребенок адаптировался к условиям детского сада_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Считаете ли вы, необходимым проводить данную программу с детьми во время адаптации их к детскому саду____________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для педагогов
ФИО педагога __________________________________________________
1. Как проходила адаптация детей вашей группы. У какого количества детей были трудности в адаптации? Сколько детей адаптировались легко? ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Часто ли болели дети ______________________________________________________
3. Считаете ли вы, что совместная деятельность с психологом по программе психологической адаптации ребенка к детскому саду помогли вашим воспитанникам быстрее адаптироваться к условиям детского сада_______________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Считаете ли вы, необходимым проводить данную программу с детьми во время адаптации их к детскому саду_________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!










13PAGE \* MERGEFORMAT14115






Root Entry#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";ЃD D 2012-2013 уч.г32013-2014 уч.г32014-2015 уч.г3Легкая форма (сентябрь)Легкая форма (декабрь)?Тяжелая форма (сентябрь)2Тяжелая форма (декабрь)н2[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-1р
·
·2013-2014 уч.г%Легкая форма (сентябрь)