Конспект урока по русскому языку на тему «Написание слов с мягким знаком в середине и на конце слова» (3 класс)


Тема урока: «Написание слов с мягким знаком в середине и на конце слова» (3класс)
Цели: 1.Формирование навыков правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
2.Коррекция фонематического слуха через произношение слов и определение количества букв и звуков, внимания и мышления через упражнения в аналитико-синтетической деятельности, через игры и заполнения кроссворда.
3.Воспитывать чувство взаимопомощи, мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: сказочные персонажи - Леопольд, мыши, камень, мостик, свёрток, бревно; геометрические фигуры - осколки, кроссворд, карточки букв; удочка и рыбки с призами, карточки-срезы. ТСО, красочное оформление доски.
Словарная работа: удочка, спальня, кладовка, полёвка, пальма, словарь, мебель, картофель, портфель.Тип урока: урок – закрепление
Вид урока: урок – путешествие
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный
момент а) психологический настрой - Ребята у нас сегодня много гостей. Посмотрите, улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
б) Упражнение на внимание и мышление:
- первым сядет мальчик, в имени которого твёрдые согласные.
- вторым сядет ученик, имя которого нельзя перенести с одной строчки на другую.
-сядет девочка, имя которой начинается с гласной буквы.
- сядет мальчик, в имени которого есть мягкий знак.
-следующим сядет ученик, в имени которого 3 слога.
- сядут дети, в именах которых есть мягкие согласные. - приветствуют гостей, друг друга и учителя улыбкою
Дети садятся на свои места
-Саша
- Олег
- Юля
- Илья
- Серёжа Люба, Коля, Катя, Миша, Максим
2. Введение в тему - Итак, урок письма. Тему урока вы должны определить сами…
-Катя назови себя ласково.
-Миша назови себя ласково.
-Что необычного услышали?
-Кто догадался, что будем делать? - Катенька
- Мишенька -( нь) - звучит мягко
- писать слова с мягким знаком
3.Собщение темы Тема нашего урока: написание слов с мягким знаком в середине и на конце слова.
- Сегодня вместе с ….(угадайте с кем?) - Для этого надо угадать загадку;
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Берегись мышиный род!
На охоту вышел…
- С котом Леопольдом отправляемся на рыбалку. Мыши хулиганы не дремлют, они будут ставить нам ловушки и преграды. Наша задача – достойно и быстро их преодолеть.- Что возьмём с собой на рыбалку?
– Кто догадался?
- Правильно! Дети отгадывают загадку
-Кот? –
Прочитайте слово на доске (акчоду) (удочку)
4. Актуализация опорных знаний: - (звучит музыка, и звон разбитого стекла)
а) - Ой, что это? На что похож звук? Мыши разбили окно.
- А вам это можно делать?
- Почему?
- Помогите Леопольду найти подходящий осколок. (У каждого на парте есть фигуры-осколки)
б) – Стекло вставили, отправляемся в путь. Мыши начали ставить нам ловушки и подложили на тропинку большую кнопку. Так они предлагают своё задание. Поможем?
в) Минутка чистописания: - для этого надо разогреть руки и пальчики.
- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.
1 задание – запишите строчку мягкого знака.
2 задание – напишите соединения (льд, ень, ерь, льц )3 задание – найдите предметы в названиях, которых есть Ь знак. (На доске расположены предметы – Леопольд, камень, дом, дверь, крыльцо, кнопка, дорога, мост)- Из этих слов найдите лишнее? – Почему?
- Произнесём первое слово и послушаем, как оно звучит? Вывод: если согласный звучит мягко, то Ь знак пишем.
- Что обозначает Ь знак в середине и на конце слова?
- Давайте сделаем вывод.
– звон разбитого стекла.
- Ответы детей
На доске домик и разбитое окно, дети подбирают подходящие осколки и вставляют в окно (геометрические фигуры).
- Хлопают в ладоши, потирают ладошки друг о друга, здороваются пальчики, прокатывают по ладошкам карандаш
Сначала записывают на доске с объяснением, а затем в тетрадь. – (Дети записали слова: Леопольд, камень, дверь, крыльцо)-Доказывают почему
- Произносят первое слово и послушают, как оно звучит?
- делают выводы (мягкость согласного)
5.
Закрепление а)- Двигаемся дальше, а на пути камень. Сдвинем его? Для этого надо выполнить упражнение№26, стр. 88. Здесь тоже мыши поработали.
- Восстановление деформированного текста, проверка, ответы на вопросы, повторите рассказ, который будите записывать.
- Самостоятельная работа
- Дифференцированные задания.
- Проверка:- прочитайте полученный рассказ.
- Найдите слова с Ь знаком и объясните написание?
- Вывод: - Что обозначает Ь знак в слове?
б) - Двигаемся быстрее дальше. Перед нами опять испытание. Мыши разрушили мост, а нам надо его наладить. Для этого поиграем в игру «Узнай слово» (слова с пропущенными буквами записаны на доске)- работаем устно.
- А помогут узнать слова буквы: (о, е, ы, ь, ь, ь, рь, дь, рь.)- карточки.
М*бель пал*цы буква**
К*ртофель пал*ма тетра**
П*ртфель пал*то слова**
-Что объединяет слова первого столбика?
- Вставляем буквы второго столбика.- Что эти слова объединяет?
- Вставляем буквы в третий столбик. – Найдите «лишнее» слово? Докажите?
- Спасибо, справились с заданием и починили мост.
- Кто устал? - Давайте прочитаем задания к упражнению.
1) Прочитай предложение про полевых мышек.
2) «Наведи порядок» в предложениях и запиши рассказ.
3) Объясни написание слов с Ь знаком.
- Записывают его самостоятельно, а кому будет трудно, поднимите сигнал и я подойду.
- Дети 1 группы пишут самостоятельно, дети 2 группы записывают только 2 предложения, дети 3 группы – слова с Ь знаком.
- Дети «цепочкой» вставляют пропущенные буквы – карточки в слова.
(вставили гласные буквы, словарные слова)
- (Ь)
6. Физминутка - Подойдите к доске. Завели нас мыши в болото. Как пойдём?
– Идём след в след каждый к своей парте. Садитесь.
- будем двигаться по кочкам
– Идём след в след
7.
Самостоятельная работа по карточке – срезу
- Что изменилось на доске?
– А что в нём?
Мыши сжалились над нами и желают всем выполнить самостоятельную работу на «5»!
- Дифференцированная работа по карточке – срезу:
- Ребята, вам надо сначала ответить на 1 вопрос, для этого надо выбрать одно правильное объяснение и в пустом квадратике поставить «+».
- Вставить в слова пропущенные буквы или дописать слово.
- Желаю написать работу на пять! – работы оценю в конце урока. (появился свёрток) (5)
(карточки даны дифференцированно по группам детей)
8. Дополнительный материал - Добрались до реки. Трудный был путь? На пути лежит бревно. Уберём?
- В нашей речке много рыбы?
- А какой сказать смогли бы?
- Вставляем буквы в кроссворд у доски.
ршщк а
к у нк рс пс к рЁрш
Щука
Окунь
Карась
Пескарь
9. Итог урока и рефлексия - Рыбку половим или устали?
1. Над какой темой работали?
2. Куда ходили и с кем?
3. Кому было трудно?
4. Что обозначаем Ь знак в середине и на конце слова?
5. Что унесёте домой? Что помним?!
Вывод: - Если согласный звучит мягко, то Ь пишем.
- Если согласный звучит твёрдо, то Ь не пишем.
(дети ловят рыбок с № вопросов и отвечают)
- ловят красную рыбку с №1 и отвечают на вопрос. - ловят синюю рыбку с №2 и отвечают на её вопрос. Ловят зелёную рыбку с №3 и отвечают. - Ловят жёлтую рыбку и отвечают на её вопрос. (Мягкость согласного звука)
10. Оценивание работ детей по срезам с комментированием.
- Спасибо за работу, урок окончен!
– Кто ещё хотел бы порыбачить?
- Выходите смелее!
(удочки с магнитами, а на рыбках призы за работу)