Урок литературы в 9 классе.Тип петербургского мечтателя (по повести Достоевского Белые ночи)


Тема: «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей».
ЦЕЛЬ:
выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя
ЗАДАЧИ:
Формирование навыка анализа художественного произведения с позиций отношения его к литературному направлению и жанровой принадлежности.
Выявление особенностей пейзажа в повести.
Формирование навыков устного и письменного продуктивного высказывания, оформление тезисов урока.
Воспитание стремления к доброте, внимательному и чуткому отношению к окружающим.
Оборудование:
экран, проектор
Ход урока № слайда
1.Оргмомент.
Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Первый уровень восприятия: репродуктивный.
Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? (Тургенев)
(В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С.Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом –уверенность, во втором – сомнение.
У Тургенева:
Знать, был он создан для того,Чтобы побыть одно мгновеньеВ соседстве сердца твоего.
У Достоевского:
…Иль был он создан для того,Чтобы побыть одно мгновеньеВ соседстве сердца твоего?..)
Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)
Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)
Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)
Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)
1-2
3
4
2. Слово учителя.
Впервые опубликовано в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву.
Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов (см. вступительную статью в т. 1 наст. изд.): "В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, -- писал Достоевский в "Петербургской летописи" (наст. том С. 31), -- мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода -- мечтателем".
В герое "Белых ночей" явственны автобиографические элементы: "...все мы более или менее мечтатели!" -- писал Достоевский в конце четвертого фельетона "Петербургской летописи", а в конце позднейшего фельетона "Петербургские сновидения в стихах и в прозе" (1861) вспоминал о своих "золотых и воспаленных грезах", очищающих душу и необходимых художнику. По героико-романтическому настроению рассказ его близок видениям героя "Белых ночей": "Прежде в юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта и проч., и проч. И чего я не перемечтал в моем юношестве <...>. Не было минуты в моей жизни полнее, святее и чище. Я до того замечтался, что проглядел всю мою молодость".
Возможно, что одним из прототипов главного героя явился друг писателя А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил повесть. В исповеди героя переосмыслены некоторые мотивы плещеевской лирики. Повесть создавалась в дни тесной дружбы Достоевского и Плещеева, членов кружка А. Н. и Н. Н. Бекетовых, а затем социалистических кружков М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. В момент работы Достоевского над "Белыми ночами" Плещеев обдумывал свой вариант повести о мечтателе "Дружеские советы". 1
1 Отеч. зап. 1849. Т. 63. С. 61--126.
5
3. Беседа
Ночь первая.
В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?
Какие события изображены на страницах повести?
Как чувствует себя герой в Петербурге?
Какая обстановка его окружала?
При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой?
Как повел себя герой и почему?(Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи,знакомства, почти роман…)
И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова“роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.(Индив. задание. Работа со словарём)Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)
В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)
Что означает прибавка“сентиментальный”? (Буквально означает“чувствительный”) Итак, по словам Ю. Манна,“это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства,размывающей контуры реальных событий и происшествий”
Как характеризует героя его диалог с Настенькой?
6
7-8
9
Ночь вторая.
Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель?
Мечта – мечтательность – мечтатель
МЕЧТАТЬ что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном.
Мечтание ср. длит. мечта ж. об. действ. по знач. глаг. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара.
Мечтатель м. —ница ж. охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения.
Постановка проблемного вопроса: Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?
Как герой объясняет, почему он не занимается делами?(Одиночество, уединение героя“Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам,“всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”)
Как он оценивает такую жизнь?
“В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое,искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)
Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”,“сладострастным ядом”.
Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует?
Мог ли Мечтатель выговоритьсяперед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности.Чувство, не выговоренное вслух и вовремя,приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, –заметил известный литературовед В.В. Виноградов.С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала)Вывод: мечтатель был молодой человек с совершенно необычным мироощущением. Мира он вовсе не ощущал, а существовал целиком в своих внутренних переживаниях. Он был воодушевлённым и романтичным. Мира он совсем не знает. 10
11
12
13
14
Ночь третья.
Почему герой так легко увлекся Настенькой?
Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя?
Вывод: Мира герой совсем не знает. Если Настенька свяжет с ним свою жизнь, её ждут сентиментальные слезы, нежные вздохи, но ни в театр, ни в гости он её не пригласит, запрет дома и сделает заложницей своей сентиментальности. 15
Ночь четвертая.
Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой? 16
Утро.
В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.
Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)
Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”,“Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом“ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)В произведении, состоящем из четырёх“ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно“утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”) Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой?
У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? 17
18
4.Петербург Достоевского (ночь первая, первый абзац)
Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя.
Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким образом автор?
Какие детали помогают понять жизнь города?
Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести? Почему бесконечно одинок герой повести?
Вывод: герой- интроверт, необщительный, погружённый в свои грёзы. Его одиночество в столице , оторванность от семьи увеличивают его отрыв от жизни. Задумчивость белых ночей располагает к мечтательности и созерцательности. Каждый в своем развитии проходит стадию мечтательности. Это нормально для определённого возраста. Герой Достоевского совершенно погружён в свои собственные переживания, внешний мир для него не существует. Он руководствуется в своих поступках не реальностью. Для героя Достоевского собственные грёзы являются единственным побудительным мотивом для действия. Всякая сентиментальность – следствие отчужденности от мира, показатель душевного одиночества и непонимание человеком своих насущных потребностей.
Есть ли такие типы в современной жизни? Переживаете ли вы подобные состояния мечтательности? 19
Вывод.
Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?
Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность,неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.
Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает“воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.
В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.
Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить равнодушным читателя.
Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина. В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерковобытописательской стороне изображения Петербурга. Кроме того, Достоевский изображает некую духовно-мистическую сущность города, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в концентрированном виде.
Проблема повести во взаимодействии человека с миром. Человек бездеятельный, мечтатель противопоставлен человеку деятельному, который знает, как справиться с проблемам, и выполняет свои обещания. 20
6.Домашнее задание.
Мини-сочинение.
Чем интересна повесть Белые ночи» вам, современным школьникам?
Прочитав повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам ?21
Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Перекличка со многими романтическими персонажами подчеркнута в повести при характеристике "восторженных грез" героя ("Ночь вторая"). В самом названии повести, делении ее на "ночи" Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: ср. "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" А. Погорельского (1828), "Русские ночи" В. Ф. Одоевского (1844). Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества. Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы".
"Белые ночи" -- одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге -- "Домика в Коломне" и "Медного всадника". Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.
Новое, углубленное истолкование мечтательство получает в последующем творчестве Достоевского. Оно осмысливается писателем как следствие "разрыва с народом огромного большинства образованного нашего сословия" в результате петровской реформы. 1 Поэтому чертами мечтателей наделены многие центральные герои романов и повестей Достоевского 1860--1879-х годов. В середине 1870-х годов писателем был задуман и особый роман "Мечтатель". Мечтателей зрелого периода творчества Достоевского объединяет с героем "Белых ночей" жажда "действительной", "живой" жизни, поиски путей приобщения к ней.
1 Дневник писателя. 1873. Гл. 2. Старые люди.
Первые критические отзывы о повести появились в январе 1849 г. В "Современнике" А. В. Дружинин писал, что "Белые ночи" "выше "Голядкина", выше "Слабого сердца", не говоря уже о "Хозяйке" и некоторых других произведениях, темных, многословных и скучноватых".2 Основная идея повести, по оценке критика, "и замечательна, и верна". 2 Современник. 1849. N 1. Отд. 4. С. 43.
"Мечтательство" он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал о существовании "целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей". Они становятся мечтателями и "привязываются к своим воздушным замкам" "от гордости, от скуки, от одиночества".
К недостаткам повести Дружинин относил то, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. "Ежели б личность Мечтателя "Белых ночей", -- продолжал он, -- была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла".
Изменения, внесенные Достоевским в текст при подготовке издания 1860 г., допускают предположение о том, что ряд критических замечаний Дружинина был им учтен. Так, например, строки, рисующие образы, которые возникают в минуты романтических грез Мечтателя, появились в повести, возможно, не без влияния этой рецензии (ср. наст. том, С. 171--173).
С. С. Дудышкин отнес "Слабое сердце" и "Белые ночи" к лучшим произведениями 1848 г. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения "Белые ночи" совершеннее предшествующих произведений писателя: "Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце <...> в "Белых ночах" автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ легок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно". 1
1 Отеч. зап. 1849. N 1. Отд. 5. С. 34.
В 1859 г. в статье "И. С. Тургенев и его деятельность по поводу романа "Дворянское гнездо"" упомянул о "Белых ночах" Ап. Григорьев. Он счел повесть одним из лучших произведений школы "сентиментального натурализма", отметив при этом, что "вся болезненная поэзия" "Белых ночей" не спасла этого направления от очевидного кризиса. 2
2 См.: Рус. слово. 1859. N 5. Отд. 2. С. 22.
Несколько отзывов о повести появилось в 1861 г. после ее переиздания. Добролюбов в статье "Забитые люди" высказал мнение, что в Мечтателе "Белых ночей" предвосхищены черты героя романа "Униженные и оскорбленные" (1861) Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения "вздохами и жалобами да пустыми мечтами", он писал: "Я признаюсь -- все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только <...>. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!". 3
3 Добролюбов Н. А, Собр. соч. М., 1963. Т. 7. С. 275, 268, 230.
Положительные оценки повести содержались в статьях об "Униженных и оскорбленных" в "Сыне отечества" (1861. 3 сент. N 36. С. 1062) и "Северной пчеле" (1861. 9 авг. N 176. С. 713). Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести "смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность", Е. Тур высоко оценила это произведение, назвав его "одним из самых поэтических" в русской литературе, "оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению". 4
4 Рус. речь. 1861. 5 ноября. N 89. С. 573.
Подготавливая первое свое собрание сочинений 1860 г., Достоевский подверг повесть стилистической правке. Кроме того, в монолог Мечтателя (Ночь вторая) было внесено добавление (начиная со слов: "Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?" и кончая словами: "мой маленький ангельчик...").
Поэтический мир "Белых ночей" вдохновил художника М. В. Добужинского, создавшего классические иллюстрации к этой повести (1922). На сюжет "Белых ночей" были поставлены кинофильмы И. А. Пырьевым (1960) и итальянским режиссером Л. Висконти (1957; Мечтатель -- М. Мастроянни, Настенька -- М. Шелл).
Список источников:
http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpgМечтатель
http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpgПетербург
http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpghttp://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XLФ.М.Достоевский «Белые ночи»
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtmlНа мосту
http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpgУтро
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpgСловари
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC/Методические пособия и разработки
Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/И.В.Золотарева,О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва: ВАКО,2011
Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011