Методическая разработка урока по технологии на тему Обработка отдельных деталей и узлов поясных изделий. Обработка вытачек. (7 класс)

18.01.2017г. 7-б класс
Тема: Обработка отдельных деталей и узлов поясных изделий. Обработка вытачек.
Цели:
Обучающая. Изучение, повторение и закрепление материала по теме «Технология изготовления швейных изделий», «История костюма».
Воспитательная. Воспитание интереса воспитанников к данным темам и предмету в целом.
Развивающая. Развитие мелкой моторики рук, связной речи.
Оборудование:
Швейное оборудование (универсальная швейная машина, оверлок).
Утюжильное оборудование (утюг, гладильная доска, приспособления для влажно-тепловой обработки ткани – колодки, подушечки).
Ручные инструменты (мел, линейка, сантиметр, иглы, булавки и др.).
Ход занятия:
Организация воспитанников.
Приветствие учащихся.
Проверка явки.
Назначение дежурных.
2. Сообщение темы, цели.
Продолжаем изготовление зачётного изделия. Научимся обрабатывать следующий технологический узел. Для того чтоб узнать, какой именно, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Приложение 1). Сегодня мы научимся обрабатывать вытачку. Посмотрите внимательно на иллюстрации (рис. 1), в каждом представленном изделии использован конструктивный элемент – вытачка.
Повторение ранее изученного материала .
а) Термины «сметать», «стачать», «заутюжить» [2].
б) Последовательность проведения I примерки (работа с манекеном) [3]:
1) фиксация застёжки по краю борта;
2) уточнение горизонтальных объёмов – линии груди, талии, бёдер, низа;
3) баланс изделия;
4) уточнение вертикальных линий;
5) уточнение длины изделия,
6) уточнение расположения декоративных деталей.




Рис.1 Модели одежды, конструкция которых выполнена с применением вытачки

Объяснение новой темы .
Историческая справка [5].
Как вы думаете, когда в одежде появилась вытачка? (Предположения детей).
Обучающимся предлагается провести анализ костюма разных эпох и предположить, для какого типа одежды характерен данный конструктивный элемент.
Мы не знаем достоверно, в какой исторический период при изготовлении одежды портные начали использовать этот конструктивный приём. Но можно предположить, что это произошло во времена развитого Средневековья ( эпоха Готики).
Посмотрите на изображения костюма более раннего периода. В костюме Древнего Египта (рис.2), греческом (рис.3) и римском (рис.4), а также в костюме Византии периода раннего Средневековья (рис.5) использовалась накладная одежда, состоящая из прямых кусков ткани. Поэтому необходимости в вытачках просто не существовало.












Только во времена Возрождения появился криволинейный крой. Впервые стали носить одежду, силуэт которой повторял очертания тела[1]. Обратите внимание на степень прилегания платья к фигуре (рис.6). Эти изменения коснулись также и мужского костюма (рис.7). Вряд ли возможно достичь такого эффекта без использования вытачки.


На картине голландского художника XV века Рогир ван дер Вейдена, Мария Магдалина с триптиха «Брак» (рис.8) изображена в «модном платье», на котором хорошо видна вытачка от линии декольте (рис.9). Еще лучше ее видно на карандашном наброске к этому триптиху. Поэтому исследователи исторического костюма считают, что в XV веке портные уже использовали вытачку в женской одежде.



Виды вытачек (работа с манекеном) [4]:
нагрудная – из линии горловины, плеча, проймы и бокового шва, направляется на наиболее выступающую точку грудных желёз;
на талии с двумя концами – расположена вертикально на полочке и спинке, используется для сокращения объёма по линии талии;
на талии с одним концом – расположена на переднем и заднем полотнищах юбки;
плечевая – расположена на спинке, направляется на выступ лопаток.
Последовательность обработки вытачки [4]:
1) намелка линий вытачки, наименование сторон вытачки (рис.10);
2) перенос вытачки на парную деталь;
3) смётывание вытачки (рис.11);
какие стежки применяются при смётывании деталей? – прямые;
какие из изображённых стежков выполнены правильно? – вариант 2 (рис.12);
данный вид стежков относится к стежкам временного или постоянного назначения? – временного;



Рис.10 Намелка вытачки
Рис.11 Сметывание вытачки




Рис.12 Прямые стежки временного назначения


4) стачивание;
5) ВТО – приутюживание, заутюживание, сутюживание слабины в конце вытачки.
5. ТБ
6. Практическая работа + Физминутка.
Изготовление текущего изделия. Индивидуальное домашнее задание по текущему изделию.
7. Повторение пройденного материала.
Последовательность обработки вытачки.
8. Итог занятия.
Контроль выполненной работы.
Разбор допущенных воспитанниками ошибок.
Оценка выполненной работы.




















Приложение 1
Кроссворд к занятию «Обработка вытачек»


Н






О

И



Б
Ж

Г



У
Н
С
О



Л
И
А
Л



А
Ц
Н
К

Т
Н

В
Ы
Т
А
Ч
К
А

К

И

А
П

А

М

Н
Е



Е

Ь
Р



Т


С



Р


Т






О






К










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Картинка 115 из 478Рисунок 1Картинка 115 из 478Рисунок 215