РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс


государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида г. Балаково"
______________________________________
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО учителей зам.директора школы по УВР директор школы
Руководитель м/о
Протокол № 1
_______/Техтелева Е.А../ _______/Т.Н. Смердова/ ________/О.В.Седова/
«______»_______2014 г. «____»____________ 2014 г. Приказ № _______
от «____»_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
1 класс
2014 – 2015 учебный год
Принята на Составитель: педагогическом совете учитель начальных классов
Протокол № 1. I квалификационной категории
от «____» ________2014г. педагогический стаж: 18 лет
Кутина
Мария Алексеевна
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 1 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.
Учебного плана ГКС(К)ОУ Саратовская область школы-интерната VIII вида г. Балаково на 2014 – 2015 учебный год.
Образовательной программы ГКС(К)ОУ Саратовская область школы-интерната VIII вида г. Балаково на 2014 – 2015 учебный год.
Программы «Русский (родной) язык» (автор В.В.Воронкова). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. 4 - е издание. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации М., «Просвещение», 2008г)
Проекта федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых обучающихся.( март 2014 г.)
Программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью, рекомендованной Министерством Саратовской области в 2012г. для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, требования к знаниям и умениям обучающихся, программно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка

Цель: расширить и обогатить представления об окружающем мире; научить составлять простые не распространённые предложения
Задачи: -обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; -обогащать словарный запас учащихся;
Основные приёмы: сравнение, обобщение, классификация и дифференциация, иллюстрация.
Основные методы: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, экскурсия.
Так как в классе обучаются дети с диагнозом F71 (Маслов Л., Соколов Л., Строганов Н.) в календарно- тематическом планировании предусмотрен раздел отражающий поурочное содержание обучения детей данной группы согласно программе.
Цель: научить составлять простые малораспространённые предложения; следовать инструкциям учителя;
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно-  логического   (умение   видеть   и  устанавливать   связи  между предметами, явлениями и событиями). 2.Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания. 4.Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации. 5. Формирование   умения   работать   по   словесной   и   письменной инструкции, по алгоритму. 6. Развитие связной речи.
Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей:
1) Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
2)На уроках используются игры на внимание и пальчиковую гимнастику в стихах.
Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся F70
/ Кириленко А., Чабан К., Ткачёва С., Семёнов С., Шапков С./
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы. используя слова данного вопроса;
-составлять простые нераспространённые предложения;
-распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
- названия изучаемых предметов, части предметов.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся F71
/ Маслов Л., Соколов Л., Строганов Н./
Учащиеся должны уметь:
- следовать инструкциям учителя;
- называть (показывать по слову) предметы, их части; характеризовать (делать выбор, показывать) их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса (показывать то, о чём идёт речь в диалоге на картинках, предметах, практической деятельности;
-составлять простые малораспространённые предложения (ответы на вопросы, подписи к картинке, обращения к собеседнику и пр.);
-образовывать множественное число (показывать, где много, где один),
-согласовывать числительные и прилагательные с существительным в роде и числе (показывать на картинках);
- использовать в собственной речи некоторые виды управления (повторять за учителем фразу правильно)
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
№ п/п Тема урока Дата проведенияСловарная работа Информационное обеспечение Работа
с учащимися F71 Корректировка
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. Экскурсия по школе, во двор школы. 03/09 класс
гардероб Экскурсии по школе для формирования ориентировки в коридоре, на лестнице, в столовой. Знакомство учащихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам). Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. 10/09 Медиафайл «Правильная посадка за столом, за партой» Я – в школе. Классная комната и ее назначение (дверь, классная доска, парта, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Классная комната. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного. 17/09 обязанности
дежурный Медиафайл «Классная комната» Я - в школе. Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. 24/09 учебные вещи Медиафайл «Учебные вещи» Игрушки (пирамидка, кубики, мяч, кукла, мишка, машина, лопатка, ведерко). Свободные предметные игры с любимыми игрушками. Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. 01/10 Медиафайл «Игрушки» Игрушки. Игры с образными игрушками. Учебные вещи и игрушки, сравнение. 08/10 Я – ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги – совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. 15/10 семья Медиафайл «Семья» Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных осенью. Сбор семян для подкормки птиц. 22/10 экскурсия Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных осенью. Сбор семян для подкормки птиц. Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка).29/10 форма Медиафайл «Одежда» Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Называние и узнавание. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). 12/11 Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. 19/11 Медиофайл «Обувь» Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Называние и узнавание. Уход за обувью ( чистка щёткой, протирка). 26/11 Уход за обувью ( чистка щёткой, протирка). Комнатные растения. Бальзамин. Узнавание и называние. 03/12 комнатные Медиафайл «Комнатные растения» Комнатные растения. Бальзамин. Узнавание и называние. Практическая работа по уходу за комнатными растениями. 10/12 Практическая работа по уходу за комнатными растениями. Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой. 17/12 сезонные
изменения Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой. Овощи. Помидор, огурец и другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. 24/12 форма
величина Медиафайл «Овощи» Мир растений. Огород (картофель, морковь, лук). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. 14/01 Фрукты. Яблоко, груша и другие. Цвет, форма, величина, вкус. 21/01 Медиафайл «Фрукты» Мир растений. Сад (яблоко, груша). Название. Вкус, цвет, форма, величина. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. 28/01 Обобщающий урок по теме: «Овощи и фрукты». 04/02 Медиафайл «Овощи и фрукты» Обобщающий урок по теме: «Овощи и фрукты». Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой. 18/02 Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой. Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. 25/02 Медиафайл «Домашние животные» Мир животных. Домашние животные (кошка, собака). Беседы об их жизни и повадках. Домашние животные. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. 04/03 польза Медиафайл «Домашние животные» Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных весной. 11/03 Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных весной. 1. Дикие животные. Волк. Внешний вид. Образ жизни. Питание. 18/03 образ жизни Медиафайл «Дикие животные» Мир животных. Дикие животные (волк, лиса). Беседы об их жизни и повадках. Дикие животные. Лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. 01/04 Мир животных. Дикие животные (волк, лиса). Беседы об их жизни и повадках. Птицы. Голубь. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. 08/04 польза Медиафайл «Птицы» Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Птицы. Голубь. Какую пользу приносит человеку. 15/04 Медиафайл «Птицы» Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги).
22/04 охрана здоровья Медиафайл «Охрана здоровья» Я – ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги – совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).Охрана здоровья. Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытьё рук). 29/04 Медиафайл «Охрана здоровья» Охрана здоровья. Уход за руками (мытьё рук).
06/05 Медиафайл «Охрана здоровья» Я – ребенок. Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем). Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле. Обобщающий урок по теме «Охрана здоровья» 13/05 Обобщающий урок по теме «Я - ребёнок» Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных весной. 20/05 Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных весной.