Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3(специальном) коррекционном классе 8 вида


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п.Восточный Сосьвинского городского округа
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3(специальном) коррекционном классе 8 вида
Тема – «Божья коровка»

Подготовила Заверкина Наталья Алексеевна
учитель (специальных) коррекционных классов 8 вида
п.Восточный
2012г.
Пояснительная записка
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В 2011 учебном году на базе МКОУ СОШ № 1 п.Восточного в связи со спросом населения поселка был открыт специальный класс для детей с умственной отсталостью.
На конкурс «Мой лучший урок» представляю урок развития устной речи в 3 специальном ( коррекционном) классе для детей с умственной отсталостью по теме «Божья коровка».
Адресую его, в первую очередь, молодым педагогам коррекционных школ VIII вида. Материалы данного урока, надеюсь, будут также интересны учителям начальных классов при подготовке к проведению уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, и непосредственно, учителям специальных классов для детей со сложными дефектами.
Конспект урока оформлен таким образом, чтобы дать необходимые пояснения к отдельным его этапам.
Содержание материала урока развития речи соответствует требованиям программы и интеллектуальным возможностям обучающихся. Урок имеет четкую структуру. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. С целью четкой координированности движений органов речи проводится этап – речевая разминка (отработка произносительных навыков).
Работа по развитию речевых навыков обучающихся проходит на всех уровнях:
- фонетическом (на этапе речевой разминки; через упражнение по узнаванию насекомого по звуку);- лексическом (обобщающие слова; активизация словаря – времена года, называние слов-признаков, слов-действий; работа по словообразованию);
- синтаксическом (составление и распространение предложений, составление рассказа по плану).
При проведении урока имеются возможности для индивидуального подхода.
Доминирующим методом является беседа, эффективность которой выражается в четкой и конкретной постановке вопросов. Одной из задач использования именно этого метода является формирование диалогической речи, которая очень важна для социальной адаптации.
Задания, используемые на уроке, предполагают опору на все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.
На уроке чередуются различные виды деятельности (устные, практические). Своевременное проведение активной и пассивной паузы, гимнастики для глаз положительно влияют на формирование здоровьесберегающего образовательного пространства.
Систематическая коррекционная работа (логопедические занятия, уроки развития речи и др.) по развитию речевых навыков приводит к положительным результатам: улучшается звукопроизношение; расширяется словарный запас, представления об окружающем; появляется элементарная фразовая речь, слова-обобщения.
Задачи урока
1. Образовательные:
- продолжить формирование умения составлять связное высказывание описательного типа на основе анализа насекомого по картинно-символическому плану;
- расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение насекомого – божьей коровки2. Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, исключение лишнего, составление целого из частей;
- активизировать и расширить словарный запас обучающихся;
- формировать навыки учебной деятельности
3. Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению;
- повышение речевой активности
Оборудование
- предметные картинки с изображением насекомых (муха, бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей, божья коровка)- предметные картинки с изображением животных (белка, еж, заяц)
- картинный план
- индивидуальные карточки с изображением животных для построения предложений
- указка с бабочкой
- ромашки для импровизации полянки
- разрезные картинки божьей коровки
- элементы частей тела божьей коровки
Содержание урока
Пояснения
1. Организационный момент.
- Какое сейчас время года?
- Какое время года было до весны?
- Какое время года будет после весны?
- Сколько всего времен года? Перечислите.
- Назовите признаки весны.
//Тает снег. Чаще светит солнце. Становится светлее. Оживают насекомые.//
Работа по формированию временных представлений.
Активизация словаря.
Опора на опыт детей – какое насекомое оживает?
Построение правильной фразы.
2. Речевая зарядка.
- Послушайте стихотворение.
«Я жук, я жук! Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…»
- Про кого стихотворение?
- Повторяем хором.
- Какой звук часто встречается в стихотворении?
- Постарайтесь звук [ж] сегодня произносить правильно, четко.
- Повторим стихотворение ещё раз громко. Также громко нужно отвечать на все вопросы.
Закрепление правильного произношения
звуков.
Коррекция непроизвольной памяти через работу над стихотворением.
Установка на грамотную речь.
3. Повторение. Дикие животные.
- Определите, кто изображен на картинке. (Часть каждой картинки закрыта)


- Как догадались?
- Подумайте и скажите, какой предмет «лишний». Объясните, почему.
//Бабочка – насекомое; белка, ёж, заяц – животные//.
- Где живут эти животные?
- Ухаживает ли человек за этими животными?
- Сделайте вывод: белка, ёж, заяц - … //дикие животные//
- Какие животные называются дикими?
- Составьте предложения об этих животных по картинке на карточке.

// У зайца длинные уши.
У белки пушистый хвост.
У ежа острые иголки.//
- Какое из этих животных не живет в нашем районе – Ухте?
- Объясните, почему. // В нашем районе – Ухте – зима бывает очень холодной, морозной. Ежи просто могут замерзнуть//.
Коррекция зрительного восприятия целостного образа по его части.
Активизация словаря – называние слов-признаков (длинные, пушистый и т.д.)
Коррекция аналитико-синтетической деятельности через нахождение «лишнего» предмета; работа по обобщению.
Применение индивидуального подхода - более «сильным» обучающимся можно предложить составить предложения по сюжетной картинке.
Составление предложений.
Элементы национально-регионального компонента.
4. Актуализация знаний. Насекомые.
- Вспомните и скажите, какой предмет был «лишним» на картинках. Почему?
//Бабочка – это насекомое.//
Гимнастика для глаз

- Проверим, каких насекомых вы ещё знаете.

- Поиграем в игру «Узнай насекомого»:
- по звуку [ж]: жук
[з]: комар
- по контуру: кузнечик, муравей

- (возможный вариант - по цвету: пчела (шмель, оса)- Назовите одним словом: бабочка, жук, комар, кузнечик - это … .- Посмотрите внимательно на насекомых. Скажите, что общего у насекомых.
// Одна пара усиков. Три пары лапок. Есть крылья//.
- Сравните насекомых и животных по величине. Кто меньше?
- Поиграем в игру «Большой - маленький». Я называю большой предмет – вы маленький.
Например: мяч – мячик.
//Жук – жучок, комар – комарик, пчела – пчёлка, муравей – муравьишка//
Наблюдение глазами за движением бабочки.
Постепенно на доске появляются предметные картинки с изображением насекомых
Активизация внимания через игровую деятельность.
Работа над обобщением.
Коррекция мыслительной операции сравнения.
Работа по словообразованию - образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Применение индивидуального подхода – более сложные слова (пчела, муравей) – «сильным» ученикам.
АКТИВНАЯ ФИЗПАУЗА

На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь,
На цветке я посидел,
Отдохнул и полетел!
Все обучающиеся приглашаются
на импровизированную «полянку» - цветы на полу.
Коррекция произвольного воспроизведения ранее выученного материала.
Выполнение движений сопровождается рассказыванием стихотворения всеми обучающимися.
5. Сообщение темы урока.
- Соберите картинку из частей.

- Какое насекомое получилось?
- Как догадались?
- Сегодня на уроке узнаем, кто такая божья коровка, назовем её признаки, составим про неё предложения.
Детям предлагается разрезная картинка. Применение индивидуального подхода – количество разрезанных частей зависит от возможностей обучающихся.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности через составление целого из частей.
6. Составление рассказа по плану. Божья коровка.
Кто это (выбор среди птицы, животного, насекомого).
Размер (большой – маленький).
Форма (округлая).
Части тела (голова; брюшко; усики; лапки; крылья; надкрылья).
Цвет (яркая окраска).
Где живет.
Польза для человека.
Картинно-символический план Вариант высказывания
Божья коровка Это насекомое; жучок.
Размер

Божья коровка – маленькая.
Форма
Она округлой формы.
Части тела У божьей коровки есть голова, брюшко, 2 усика, 6 лапок (цепкие; приспособлены для жизни на растениях), 2 крыла, пара надкрыльев (плотные, жесткие).
Цвет

Голова и брюшко у божьей коровки черные, крылья прозрачные, надкрылья красные или оранжевые с черными точками.
Яркая окраска.
Где живет
Живет это насекомое повсюду: в коре деревьев, на растениях, под камнями и брёвнами.
Польза для человека
Божья коровка приносит пользу человеку. Она уничтожает вредных насекомых.

Использование картинно-символического плана в качестве наглядной опоры позволяет составить последовательный рассказ о насекомом. Если работа над планом проводится систематически, то он не вызывает затруднений у школьников (нет необходимости каждый раз объяснять символы или картинку).
Каждый ребенок в классе должен повторить составленное предложение по каждому пункту плана.
Большая часть работы состоит в определении частей тела божьей коровки.
Расширение словаря через введение в речь нового слова – надкрылья.
Развитие тактильного восприятия.
Опора на опыт детей.
Для закрепления знаний о частях тела божьей коровки предлагается из предложенных элементов разных цветов и количества составить насекомое (выбор: какого цвета взять надкрылья – зеленые или красные, сколько усиков надо взять и т.д.)
ПАССИВНАЯ ПАУЗА
- Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова чёрная, крылья красные, на крыльях – точки-пятнышки. Кто это к вам на руку сел?
- Покажите, как она ползёт, щекочет лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки. Хоп! Вот и улетела.
//То же самое проделать с другой рукой.//
Активизация глагольной лексики (какие действия выполняет насекомое)
7. Распространение предложений.
- Составьте короткое предложение про жука. //Жук летит.//
- Какой жук летит? //Маленький жук летит.//
- Где летит маленький жук? //Маленький жук летит над цветком.//
- Над каким цветком летит маленький жук? //Маленький жук летит над красивым цветком.//
//Жук сидит.
Жук сидит на ромашке.
Маленький жук сидит на ромашке.
Маленький жук сидит на белой ромашке.//
Коррекция вербальной кратковременной памяти.
Дети «видят» результаты работы: было маленькое предложение, стало – большое.
8. Итог урока.
- Про какое полезное насекомое узнали на уроке.
- Назовите признаки божьей коровки.
- Каких насекомых ещё знаете?
- Божьей коровке очень понравилось, как вы занимались на уроке, старались правильно произносить звуки, составлять предложения, отвечать на вопросы. Поэтому она поселилась у каждого из вас в тетрадке.
- Откройте тетради. Найдите жучка. Что нужно сделать, чтобы этот жучок стал Божьей коровкой? //Раскрасить.//

- Это будет ваше домашнее задание.
- Расскажите своим родителям о божьей коровке.