Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему: «Семья».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №8
МО «Ахтубинский район»



Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
во 2 специальном (коррекционном) классе VIII вида
на тему: «Семья».




Провела:
Учитель начальных классов
Паначёва В.Н.












Ахтубинск 2012 год Тема : «Семья»
Цель: Познакомить детей с понятием «семья», развивать связную речь.
Задачи урока:
1.Общеобразовательные:
Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «дружная семья»
Обогащать словарный запас учащихся;
Обучать детей умению отвечать на вопросы данные учителем;
2.Воспитательные:
Воспитывать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Воспитывать чувство ответственности;
Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем.
Пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
3.Коррекционно-развивающие:
Развивать эмоциональную сферу ребёнка,
Развивать корректировать речь;
Развивать внимание, память,
Развивать образное мышление, решать логические цепочки.
Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
Оборудование: мимио устройство, проектор, ноутбук, экран, карточки, карандаши. Ход урока:
Орг. Момент: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями, (кивают гостям головой), садитесь.
Всё начинается с семьи:
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старины докучливые стрелы:
Всё начинается с семьи.
Сценка “Цыплёнок”
Учитель: Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится какое-то постукивание. (Подходит к яйцу.)
Может быть стук раздаётся из этого яйца? Сейчас проверим. (Стучит по яйцу, из яйца слышится: ПИ-ПИ-ПИ!)
Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок. (Яйцо раскалывается, из него выходит цыплёнок).
Цыплёнок: (протягивает руки к ведущей, прижимается) Мама!
Учитель: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.
Цыплёнок: А где моя мама? Где папа?
Учитель: Ты потерял свою семью?
Цыплёнок: А что такое семья?
Объявление темы урока. Цели.
Учитель: Ребята, цыпленок не знает, что такое семья, давайте поможем ему в этом разобраться.
Семья – это близкие, родные люди, которые живут вместе, всегда заботятся друг о друге. У каждого из вас есть своя семья. Кто же может быть членом семьи?
Ответы детей: ребенок, мама, папа, родители мамы и папы.
Ребята, а как называют родителей мамы и папы?
Ответы: дедушка и бабушка.
В семье может быть один ребенок, а может быть и больше! А как называется семья, в которой много детей?
Ответы: многодетная .
В нашем классе тоже есть ученики из многодетных семей. Женя, расскажи нам о своей семье.
Рассказ о семье:
Ответ: Я живу с
Как зовут твоих родителей?
Ответ: мама папа.
Кто в семье из детей самый старший?
лет
Кто самый младший в семье?
Ответ: ему (ей) лет.
Сколько детей в твоей семье?
Ответ: детей.
Какая ваша семья?
Ответ: большая, дружная.
Учитель: Вот цыпленок, что значит большая семья.

В слове “семья” много интересного. Его можно разделить на два слова: “семь” и “я”. Каждый член семьи – это Я, то есть человек. Семья – это отец, мать ,бабушка, дедушка, брат, сестра,7- я это вся моя семья. Отсюда и слово «семья».
А еще посмотрите, как из слова «семья» произошло от слова «семя». Семечко посадили, оно проросло, появился росток, затем цветок, когда подсолнух созрел, на месте цветка появились семена, каждое семя похоже на маленькую семечку. Крепкие и многодетные семьи напоминают зрелый подсолнух, в котором много похожих семян. Это значит, что семья разрастается, становится большой, но начало у этой семьи одно, как одно семя.
Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, семья похожа на теплое ласковое солнышко, с детками-лучиками.

Во все времена люди составляли пословицы и поговорки о семье. Давайте же и мы с вами согреемся лучами нашего семейного солнышка, в которое добавим наши пословицы и поговорки.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья в куче, не страшна и туча.
Дети – цветы жизни.
Семья ладом полна.
Вся семья вместе и душа на месте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На опушке дом стоит
На столбе фонарь висит
В доме том живет семья,
Очень- очень дружная.
Папа гвозди забивает,
Сынок папе помогает,
Мама гладью вышивает,
Дочка куколку качает
Чинит дедушка сапог
Вяжет бабушка носок
Вот семья какая
Дружная большая.
Семья – это близкие, родные люди, которые всегда заботятся друг о друге. Давайте познакомимся с заботами в семье.
Выполнение задания :
Кто в семье забивает гвозди? (папа)
Кто в семье играет в куклы? (дочка)
Кто в семье любит читать газету?(дедушка)
Кто в семье моет полы? (мама)
Кто семье играет машинками? (сын)
Кто в семье вяжет носки? (бабушка)

Вывод : видишь цыпленок у всех: и у взрослых, и у детей есть дома свои дела – заботы, очень нужные для всей семьи.
Как можно назвать семью в которой заботятся и любят друг друга? (дружная)
Игра «Продолжи цепочку» (Соединить стрелочками).







Итог: Давайте и мы подведем итог: что же самое главное в семье?
Дети: Это когда семья дружная, сильная, крепкая, когда все помогают друг другу.
- Ну что цыпленок ты понял, что такое семья?
- Да! Теперь я обязательно найду свою семью. А вам ребята хочу сказать спасибо за помощь. До свиданья! (Уходит.)
Оценка деятельности детей:
Раскрась звездочку ту, на которую ты себя оцениваешь. Как ты работал на уроке?








Паначева В.Н.




15