Конспект урока по естествознанию для 5 класса «Солнце и Солнечная Система, вещественная природа Вселенной»


Урок естествознания для 5 класса «Солнце и Солнечная Система, вещественная природа Вселенной». Кистаубаева Лилия Баймаганбетовна – учитель химии и биологии, средняя школа №7 города Кызылорда, учитель 1 категории, педагогический стаж 13 лет.
Аннотация к уроку.
Данный урок по географии в 5 классе разработан с использованием Программы семи модулей.
На уроке предусмотрена групповая работа учащихся по самостоятельному изучению нового материала. Учащиеся на постерах изображают всю новую информацию, которую они в течении определенного времени изучают, а затем спикер из каждой группы защищает свою групповую работу. Также на уроке учащиеся сами оценивают свою деятельность, а оценки записывают в лист самооценивания. На уроке используются методы критического мышления. В конце урока проводится рефлексия для определения того, насколько каждый ученик понял изученный материал.



Тема урока Солнце и Солнечная Система, вещественная природа Вселенной.
Цель урока Определить значение Солнца для нашей планеты, строение Солнечной Системы и Вселенной.
Тип урока Комбинированный.
Формы и методы Частично - поисковый, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Ожидаемые результаты Ученики определяют значение Солнца для нашей планеты, знают строение Солнечной Системы и Вселенной, перечисляют планеты и их особенности.
Опорные знания У учеников имеется общее представление о Солнце, Солнечной Системе и планетах.
Терминология Солнце, Солнечная Система, орбита, планета, небесное тело, спутник.
Оборудование и ресурсы Учебник, атлас, презентация, флипчарты, фломастеры, карточки с вопросами, таблица самооценивания, стикерыПлан
Запланированные сроки Запланированные мероприятия Время
Начало урока
Этап повторения изученного на прошлом уроке Орг. момент. Психогимнастика.
Уч-ль: “Здравствуйте, ребята.
Уч-ль: Какое сегодня число?
Уч-ль: Верно. Какое время года за окном?
Дети: Осень.
 г/з “Времена года”
Все реже на небе появляется теплое и ласковое солнышко, дуют холодные ветры. Мы идем в школу, нам холодно, неприятно. Что мы делаем, покажите.
Покажите, как мы морщимся, кутаемся в теплые кофточки, уши замерзают. И вспоминаем мы теплые летние деньки, ласковое солнце, расправляем плечи, поднимаем наши лица к солнышку, закройте глазки, почувствуйте, какое оно теплое, нежное, улыбнитесь ему.
Тихо садитесь.
«Найди свой ответ». Одной группе учеников раздается первая половина предложения, другая группа получает вторую половину предложения. Ученики должны соединиться в пары, найдя свою половину предложения. Затем обсудить в паре и сказать, что больше всего понравилось.
Звезда - это раскаленный газовый шар, находящийся очень далеко от Земли.
Созвездие -группа звезд, объединенных общим названием.
Полярная звезда указывает направление на север и всегда остается на месте.
Расстояние от Солнца до Земли около 150 млн км.
Галактика - это отдельное скопление звезд.
Самая большая скорость на Земле это скорость распространения света, равна 300 тысяч км в секунду
Мы живем в Галактике, которая называется Млечный путь.
2 мин
4 мин
Середина урока.
Целеполагание.

Организация восприятия и осмысления новой информации.
Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: “А что я знаю о Солнце?” И вот сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие. А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Правильно, вы узнаем много интересного о Солнце и планетах, которые путешествуют в космосе вместе с ним. Сегодня мы узнаем, как называются эти планеты, и проверим “может на них есть жизнь”?
Запись темы в тетрадь.
Деление на 3 группы с помощью трех картинок.
В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?
- В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.
(Учащиеся самостоятельно составляют кластер)
- Поработайте в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.
(Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах)
- Давайте составим общий кластер:
(Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп).
- Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
( Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)
- Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда.
- Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце? Обсудите это в группе и сформулируйте по 2 вопроса от группы.
(Чтение вопросов и их фиксация на доске)
- Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника.
Работа в группах. На постере изобразить изученную информацию.
1 группа работает над описанием Солнца (стр.20)
2 группа определяет значение Солнца (стр.21-22)
3 группа – работает над изучением Солнечной Системы (стр.22-24)
Защита постеров спикерами.
Оценивание постеров: «Две звезды, одно пожелание» 2 мин
1 мин
5 мин
15 мин
9мин
2 мин
Конец урока
Составление синквейна в группе по теме «Солнце»
1 – название темы
2 – 2 прилагательных, описывающие объект темы
3 – 3 глагола, относящиеся к теме
4 – предложение из 4-х слов об объекте
5 – синоним темы
Ученики по желанию зачитывают свои синквейны.
Оценивание. Учащиеся проводят самооценку своей работы, аргументируя ее. Листочки сдают учителю
Задание Оцениваю себя Учитель
1.»Найди свой ответ» 2.Работа в группе. 3.Составление «синквейна» Домашнее задание: §6-7 эссе «Я – солнце…»
Учащимся предлагается подвести итог урока, рассказать о том, что было изучено на уроке, какую работу проделали, что понравилось, что нет. (свои пожелания ученики могут написать на листочках и сдать их учителю) 2 мин
1 мин
1 мин
1 мин