Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка


Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка
Демесинова Р.К , Калжанова А.Б.
КГУ ОСШ №1
г.Приозерск , Карагандинская область , Республика Казахстан
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых условиях процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
«…Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации…» {1}
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденном Постановлением Правительства РК от 25.06.2012г. №832, подготовка школьников к жизни, к труду рассматривается как один из приоритетов образования. Перед школой стоит задача создания благоприятных условий для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании. Сейчас требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор {2}. Поэтому в формировании такой личности огромную роль играет русский язык. На уроках русского языка формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, происходит интеллектуальное развитие ребенка.
Цель данной статьи показать некоторые эффективные средства развития функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речи; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность – умение осуществлять, поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интерната и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность – это проявление организационных умениий и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Как учителя русского языка и литературы, мы видим свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формулирования функциональной грамотности наших учеников. Они должны уметь создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также интернет – ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать, информацию СМИ и других источников. Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условия; организовывать работу группы.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, активные методы обучения. Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности. На уроках мы используем тестовые заданиями на развитие функциональной грамотности чтения у учащихся. В этих тестовых заданиях тексты сплошные и несплошные ( классификация текстов, разработанная составителями теста PISA ). Ученикам предлагаются задания, как для коллективной, так и для индивидуальной работы с разнообразными текстами, позволяющие развивать функциональную грамотность учащихся. Ряд знаний ориентирован на работу с текстами, в которых информация представлена в различных видах: таблицах, картинках, схемах.
Чтение – это сложноорганизованная деятельность и не все ее элементы поддаются измерению. Для теста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:
Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
Текст – разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом.
Строение текстов данных пособий, как и тесты PISA, основываются на трех читательских умениях и соответствующих им действиях:
Найти доступ к информации и извлечь ее ( доступ и поиск ).
Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя ( интегрирование и интерпретация ).
Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его ( оценка рефлексия).
Выполняя первые действия, ученик концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, ученик соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, ученик соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. Рассмотрим на примере заданий к тексту «Профилактика гриппа в школе». Вопросы и задания:
Каковы первые признаки гриппа?
_______________________________________________________________
При первых признаках гриппа нужно:
А) выпить стакан горячего молока
В) остаться дома, вызвать врача
С) попросить помощи у соседа.
3. Способы передачи гриппа
А) наследственная предрасположенность
В) воздушно-капельный
С) бесконтрольное применение антибиотиков
4. Составьте кластер «Меры профилактики во время гриппа»
5. Известно, что гриппом часто болеют люди с низким иммунитетом. Что бы вы порекомендовали таким людям для укрепления иммунитета?
___________________________________________________________________________ .
Рассмотрим на примере заданий к тексту «Про ежей»
Изображение домовитых ежей, которые несут на своих колючках яблоки, мы все хорошо знаем. Но еж всю зиму пребывает в спячке и ничего за это время не ест.
Возникает простой вопрос: « Зачем же ежу яблоки?» Растительная пища используется этими животными в очень небольших количествах. Основа рациона ежей – ящерицы и змеи. Яблоки же необходимы ежам только в гигиенических целях.
Когда эти животные путешествуют по лесу и цепляются иголками за траву и ветки, они собирают на себя большое количество насекомых. Эти насекомые кусаются и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки. Кислый сок этих яблок уничтожает блох и клещей.
По материалам журнала «Вокруг света»
Вопросы и задания по тексту
Где живут ежи?
А) в лесу В) на дереве С) в городе
2. Согласны ли вы с данными утверждениями?
Утверждения Да/Нет
Благодаря яблокам у ежей обостряется слух.
Путешествия по лесу, ежи цепляются иголками за траву и ветки.
Насекомые вызывают у ежей зуд.
3. Закончи предложение словами из текста
1. Еж всю зиму пребывает
2.Основа рациона ежей –
3. Ежи накалывают __________________________
4. Кислый _______________________ блох и клещей.
4. Определите, к каким частям речи относятся слова из текста, и расположите их в следующей последовательности:
А)прилагательное Б) существительное В) глагол Г) местоимение
Д) существительное Е) предлог Ж) наречие З) прилагательное
К) существительное
1) животными 2) количествах 3) растительная 4) пища 5)используется 6) в
7) небольших 8) очень 9)этими Ответы впишите в данную таблицу
5. Какая информация отсутствует в тексте?
А) Ежи впадают в зимнюю спячку.
В) Ежи избавляются от блох и клещей.
С) Ежи – плотоядные животные.
Организовав факультативные занятия в групповой форме, наблюдая за учениками, мы хотим отметить, что происходит сплочение ребят, у детей развивается критическое мышление, создается чувство здоровой конкуренции.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют коммуникативную компетенцию.
Таким образом, различные виды уроков и формы деятельности, активные методы обучения позволяют добиться желаемой цели – формирование функциональной грамотности и креативности подростков.
Литература
Н. Назарбаев. Послание народу Казахстана «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 27 января 2012.
http://www.edu.gov.kzМыкышева М.Е., Кусаинова Н.Ж., Акбаева Б.К., Каржасбекова М.К., Имекова К.Д.,
Тестовые задания на развитие функциональной грамотности чтения у учащихся. – Караганды, 2015-29с.
http:meta.kz/interesnie-fakti/871435-zapad-protiv-vostoka/html)