Разработка родительского собрания «Формирование жизнестойкости обучающихся»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА»
Краевой конкурс лучших классных руководителей Краснодарского края
Номинация- «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя классов казачьей направленности»
Разработка родительского собрания
«Формирование жизнестойкости обучающихся»
Классный руководитель 3 класса казачьей направленности Кошкарова Е.А.
Форма проведения: заседание родительского клуба «Родник» с использование ролевых игр, дискуссии, работа по группам.
Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме формирования жизнестойкости учащихся начальных классов.
Задачи:
Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей жизнестойкости к разным стрессовым ситуациям.
Рассказать родителям о причинах возникновения у детей стрессовых ситуаций, суицидальных наклонностях.
Ознакомить родителей с источниками информации по данной проблеме.
Оборудование: 1. Компьютер с выходом в Интернет
2. Памятки для родителей
«Как защититься от интернет- угроз»
3. Сигнальные карточки (красного и зелёного цвета)
4. Информационный материал по теме.
Подготовительная работа:
1.Определение Интернет-ресурсов, раскрывающих понятия «жизнестойкость», «интернет-зависимость»,
«социальная сеть».
2. Экскурсия родителей с детьми в Свято-Успенский храм.
3. Встреча с куратором класса казачьей направленности.
4. Анкетирование учащихся по теме
«Чего я больше всего боюсь?»
5. Формулировка вопросов для интервью родителей класса.
6. Распечатка памяток для родителей класса.
Приглашённые: Протоиерей Свято – Успенского храма Гавий Илья Ильич, атаман Успенского казачьего общества Малыхин Ю.П., врач-педиатр Чернова С.С.
1. Вступление.
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на очередном заседании нашего родительского клуба «Родник». Начать работу нашего клуба я предлагаю с просмотра клипа И. Матвеенко «Жить».
Как вы думаете, о каких проблемах мы будем говорить на нашем заседании?
Как помочь нашим детям справиться с трудными жизненными ситуациями.
Тема нашего собрания «Формирование жизнестойкости учащихся начальной школы »
2. Введение в тему собрания.
Великий учёный Альберт Эйнштейн сказал: «Тот, кто считает свою жизнь бессмысленной, не несчастен - он просто плохо приспособлен к жизни ».
Уважаемые родители, от нас с Вами зависит, будут ли наши дети счастливы в этой жизни. Смогут ли они противостоять сложным жизненным ситуациям.
Я предлагаю создать рабочие группы, которые помогут нам разобраться в данной проблеме и найти пути её решения. (Ролевая игра «Учёный совет»)
(родители делятся на группы: «Теоретики», «Социологи», «Практики», «Скептики»)Я познакомлю Вас с нашими экспертами – это настоятель Свято – Успенского храма отец Илья, атаман станичного казачьего общества Малыхин Ю.П., врач – педиатр Чернова С.С.
3. Работа по группам.
И так обратимся к «Теоретикам». Что входит в понятие «жизнестойкость ребёнка»?
«Теоретики»:
Жизнестойкость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения, и приспособиться к ним. 
Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.  
Жизнестойкость – это интерес к жизни. Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации. Жизнестойкость – это уверенность в том, что всё в жизни имеет свой смысл.
Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт.
Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми. 
Учитель:
Отчего ребёнок может испытывать стресс? Чего он боится больше всего?
Мною было проведено анкетирование. Учащимся были заданы следующие вопросы:
Чего ты боишься больше всего?
Кому ты расскажешь о своём страхе? (маме, папе, другу, учителю)
Прошу «Социологов» озвучить результаты опроса.
Вопрос: Чего ты боишься больше всего?
получить двойку – 15%
потерять близких – 25%
врачей – 5%
насмешки со стороны одноклассников-10%
не разрешат играть в компьютер -35%
ничего не боюсь – 10%
Вопрос: Кому ты расскажешь о своём страхе?
Маме – 50%
Папе – 10%
Другу – 10%
Учителю – 30%
Вывод: Дети испытывают стрессовые ситуации. Не всегда могут обратиться за помощью к родителям.
Учитель:
Большую тревогу вызывает у педагогов, психологов и родителей влияние компьютерных игр, Интернета на детскую психику. Как вы считаете, могут ли компьютерные игры, Интернет принести вред здоровью ребёнка?
«Скептики»: Компьютерные игры развивают логическое мышление, пользуясь интернетом, ребёнок получает информацию, заводит друзей. Повышает самооценку.
«Практики»: Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, ребёнок просто с головой уходит в компьютер, находит себе друзей в интернете и спокойно с ними общается на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение. Последнее время участились выкладывание в «сеть» видео жестоких сцен избиения своих одноклассников, расправы над животными.
Учитель: Мы выслушали два мнения. А теперь обратимся к нашим экспертам.
4. Выступление врача – педиатра: Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д. Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать. Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, же. чтобы достичь всего в этой жизни , часто в играх можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез. Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих одноклассников и проходящих по улице людей. Недавно всю страну потряс сюжет о двух подростках, которые стреляли в прохожих, в милицию и в конце покончили жизнь самоубийством. При этом они всё это снимали на видео и выкладывали в Интернет.
Учитель: Обратимся к «Теоретикам». Как вовремя заметить, что ваш ребёнок находится в зависимости от компьютера?
5. Выступление родителей.
Если Ваш ребёнок:
ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
провел хотя бы одну ночь у компьютера;
прогулял школу – сидел за компьютером;
приходит домой и сразу садится за компьютер;
забыл поесть, умыться (раньше такого не было);
пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Уважаемые родители, если Вы заметили подобные проявления у своего ребёнка, откладывайте свои дела и постарайтесь помочь своему ребёнку избавиться от этой зависимости. Обратитесь за помощью к учителю, психологу. Найдите достойную замену компьютерным играм. Например: совместные игры, занятия спортом, чтение книг, душевные беседы, самое главное – это Ваше внимание и любовь к своим детям. К сожалению, родители не всегда могут проконтролировать общение своего ребёнка в сетях. И это может привести к трагедии.
«Социологи»:
Обратимся к статистике:
- около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.
- 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.
- 38% детей, просматривают страницы о насилии
- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым - 25% пятилетних детей активно используют Интернет.
-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Учитель:
А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик - «Дикий мир Интернета», который занял III –е место Всероссийского конкурса «Безопасный Интернет – детям».
6. Просмотр видеоролика «Дикий интернет»

Конечно, Вы поняли, что волки – это опасности, подстерегающие Ваших детей, бесконтрольно выходящих в Сеть Интернет, а поросенок – Ваш ребенок, совершенно беззащитный во всемирной паутине.
А что можно противопоставить Интернету, компьютерным играм?
Наши дети учатся в классе казачьей направленности. И мы тесно поддерживаем связь со станичным казачьим обществом. Давайте обратимся к нашим истокам – казачьей православной семье.
7. Выступление «Эксперта» - Малыхина Ю.А. (атаман казачьего станичного общества)
Уважаемые родители!
«Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей» - Николай Иванович Новиков (  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F" \o "Российская империя" российский журналист, издатель и общественный деятель)
Казачьи семьи всегда отличались прочностью уз, как правило, были многодетными, трудолюбивыми и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, физически крепкими. Развод в казачьих семьях был редким явлением (это осуждалось общественностью станицы). Столь же порочным считалось рождение ребенка вне брака. Недопустимым, по казачьим бытовым традициям, было сквернословие. Нецензурная брань в семье и станице среди казаков отсутствовала (это явление привнесено в станицы).Важным элементом убранства жилья казака была икона. Пред ней зажигали лампаду в праздничные дни, молились. Иконой благословлялись вступающие в брак. Как бесценная реликвия семейная икона передавалась из поколения в поколение. Она была своего рода духовной нитью, связывающей не одно поколение казаков. В православные праздники перед иконой служили молебны, проводили рождественские, святочные песнопения. Казачья семья играла и должна играть основную роль в воспитании детей, приобщая их к богатой православной культурной традиции. Только крепкая нравственная семья может противостоять негативному влиянию современных средств массовой информации, печатных изданий, кино-и видеопродукции, огромного количества увеселительных заведений. Семья должна воспитывать и развивать в наших детях чувство этнического самосознания, стремление в своих делах и поступках быть достойными славы и подвигов предков. Мы живём в казачьей станице. И должны прививать детям любовь и почитание кубанских традиций.
Учитель: Должны ли мы обсуждать с детьми трудности, с которыми сталкиваются взрослые члены семьи? Советоваться в принятии решений? Приучать детей к посильным для их возраста обязанностям?
7. Выступление родителей.
«Скептики»: Мы считаем, что в этом возрасте, детям рано знать о взрослых проблемах. Детство – это радостная пора и поэтому надо сделать, так чтобы у детей было как можно меньше огорчений. Вот вырастут, тогда всё сами узнают и всему научаться.
«Практики» : Мы считаем, чем раньше родители будут рассказывать детям о трудностях и путях их преодоления. Советоваться со своими детьми, например при распределении семейного бюджета, тем больше ребёнок будет подготовлен к трудностям во взрослой жизни. Станет более устойчив к различным стрессовым ситуациям. Конечно, нельзя на ребёнка взваливать все свои неудачи, проблемы. Это может привести к тому, что ребёнок может считать себя виновным в этих проблемах. А это может привести к серьёзным последствиям.
8. Учитель: К сожалению, многие семьи распадаются. И дети сильно переживают уход одного из родителей из семьи. Вот к чему это может привести.
Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): «Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания…». Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, сто Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила упаковку снотворного.
Ребёнок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Чаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Также подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Чаще жалейте друг друга. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений! Самое малое, что мы можем сделать для своего ребенка, - это быть с ним рядом. Говорить на самые различные темы и обязательно развивать понимание того, что любая неприятность, даже самая «смертельная», гораздо меньше, чем вся жизнь! И пока эта жизнь продолжается, все можно поправить, а когда жизнь прервана, ничего изменить нельзя.
В классах казачьей направленности проводятся занятия кружка «Основы православной культуры». В рамках внеурочной деятельности дети посещают храм, присутствуют на православных праздниках. Мы тоже с Вами посетили Свято-Успенский Храм. Встретились с настоятелем отцом Илиёй. Я ему предоставляю слово.
9. Выступление «Эксперта» - настоятель Свято – Успенского храма:
Святитель Лука (Войно – Ясенецкий) говорил: «Нет более важной обязанности, нет большей ответственности перед Богом для матери, чем доброе воспитание детей… Начинать воспитывать надо с пелёнок, ибо с младенчества дети легко усваивают всякое учение. Их душа мягка как воск, на ней отпечатается всё, что захотите: и ваш дурной пример, и благочестивые слова, и всё самое светлое и чистое.» А славному русскому проповеднику, архиепископу Харьковскому Амвросию принадлежат слова:
«Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, – когда отец не выходит из дому на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекрестится, – не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих? Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия». При опасности: «Бог милостив». При трудных обстоятельствах: «Бог поможет». При успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал». Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Мать, предмет всей любви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ, – и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания». Вот первый и самый важный урок благочестия. Такие уроки можете и должны вы всегда и во всем подавать детям вашим.
10. Рефлексия.
Учитель:
Давайте подведём итог заседания нашего клуба. Уважаемые родители, кто из вас считает, что вопросы, которые мы с вами сегодня рассматривали – очень важны и нуждаются в дальнейшем осмыслении и изучении, поднимите красную карточку. Кто думает по – другому, – зелёную?
Мы с экспертами подготовили для Вас памятку «Как защитить ребенка от интернет-зависимости». Вы и Ваши дети должны знать, что в сложных жизненных ситуациях вы всегда можете обратиться по телефону доверия – 8 800 2000 122 и получить квалифицированную помощь специалистов.
Интернет – ресурсы:
http://www.slavakubani.ru/culture/family/pravoslavnye-traditsii-kazachey-semi-osnova-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-molodezhi/ - традиции казачьей православной семьи
https://www.youtube.com/watch?v=X__GJAvZ4_M – клип «Жить»
https://www.youtube.com/watch?v=6MbmpyQYlp0 – Дикий мир Интернета
https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/o-seme-i-vospitanii-detej/ Святитель Лука о семье и воспитании детей