Разработка родительского собрания по теме «Формирование жизнестойкости обучающихся»


Разработка родительского собрания
Тема: «Формирование жизнестойкости обучающихся»
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Цель: - выявление и профилактика девиантного поведения подростков;
- формирование у родителей социально-психологической компетентности и развитие коммуникативных навыков воспитания.
Форма проведения собрания: обучающий семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
Что такое жизнестойкость?
Возможные проблемы и конфликты «трудного возраста».
Тактика поведения родителей в проблемной ситуации.
Анализ проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию
Подготовка и раздача приглашений на собрание; (Приложение 1)
Тестирование учащихся; (Приложение 2)
Подготовка анкеты для родителей; (Приложение 3)
Разработка материалов для практикума;
Подготовка теоретического материала по теме «Жизнестойкость»
Разработка памятки для родителей. (Приложение 4)
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Начать наше собрание хочется с примера подвига Алексея Маресьева. Определить дату подвига этого человека сложно. Совершен ли он в течении 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в летный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь – подвиг и пример жизнестойкости.
Рассмотрим пример более близкий к нашим дням. Паралимпиада в городе Сочи 2014. Завоевано 30 золотых медалей, 28 серебряных, 22 бронзовых. Всего 80 медалей на 69 спортсменов. Наши спортсмены преодолев жизненные и спортивные трудности доказали всему миру и каждому из нас, что значит любить жизнь и бороться за нее.
Так что же такое жизнестойкость? Особенно нас сегодня интересует жизнестойкость наших подростков.
Можно сказать, что жизнестойкость представляет совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации.  Американский психолог С. Мадди выделил три компонента жизнестойкости. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Этот феномен, включающий в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Уровень сформированности каждого свойства и уровня жизнестойкости препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardycoping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность (commitment)  способствует тому, чтобы человек независимо от обстоятельств помнил, что жизнь стоит того, чтобы жить.
Контроль (control) позволяет благодаря ресурсам, которые есть у человека или которые он может развить справиться с ситуацией.
Принятие риска (challenge) создает ситуацию, в которой за все, что происходит с человеком, он должен благодарить, так как это позволяет ему развиваться.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в  HYPERLINK "http://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/94-kak-borotsya-so-stressom" \t "_blank" стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.
Современные дети, как никогда подвержены воздействию негативной информации со стороны СМИ, соцсетей, примеров повседневной жизни. Как это отражается на характере и поведении подростков с низкой жизнестойкостью:
- уход в себя;
- изменение характера в худшую сторону;
- неадекватное (девиантное) поведение;
- психическое расстройство (беспричинный плач, смех, агрессия);
- суицид.
Как выявить проблему и помочь ребенку обрести жизнестойкость? Эти вопросы насущны в современном мире. Решить их можно только сообща. Мною с учащимися класса было проведено тестирование, результаты которого вы видите на экране. (Приложение 5)
Давайте посмотрим, видим ли мы в детях эти проблемы. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3) На выполнение задания отводится 5 минут. (Ключ выводится на слайд. Обработка результатов 2 минуты.)Из этого теста мы можем сделать вывод о вашем отношении к детским проблемам. Возможно этот тест помог вам другими глазами посмотреть на своего ребенка и его проблемы.
Практическая часть
Сейчас предлагаю вам разделиться на три группы. Первое практическое задание заполнить таблицу.
Проблема подросткового возраста Причины возникновения Последствия Рекомендации родителям
1 (Родители обозначают проблему, причину и т.д. Затем озвучивают свою точку зрения).Продолжим практикум. (Каждая группа получает конверт с обозначенной проблемой (ситуацией). На решение отводится 3 минуты. Родители разыгрывают ситуацию. Идет обсуждение.)Ситуация 1
К вам идут гости, вы просите своего ребенка срочно убраться в квартире. Он отказывается и со словами: «Твои гости, ты и убирайся» хлопает дверью и уходит. О чем вам должна сказать эта ситуация? Как вы будете общаться с ребенком после его возвращения? (Высказывание родителей)
Ситуация 2
После родительского собрания вы требуете объяснений у ребенка по поводу плохой успеваемости и в сердцах говорите: «Не будешь учиться, пойдешь работать дворником!». На что ребенок отвечает с раздражением: «Ну и пойду!». Как вы считаете, ваш тон выбран правильно? Как можно построить беседу в мирном ключе? (Высказывание родителей)
Ситуация 3
У одноклассника вашего ребенка есть современный гаджет, ваш сын или дочь настойчиво просит (требует) себе такой же. Не получив желаемого, обвиняет вас. Каковы ваши действия для сглаживания конфликтной ситуации? (Высказывание родителей)
Давайте подведем итоги :Подростковый возраст важный этап формирования жизнестойкости.
Родителям важно в этот период занимать бесконфликтную линию поведения с подростком.
Находить, за что похвалить ребенка.
В беседах со своим ребенком показывать ему положительные перспективы, создавать ситуацию успеха.
Руководствоваться памяткой при общении с детьми. (Раздаются памятки)
Нашу встречу хочется закончить словами великих поэтов:
Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (Александр Сергеевич Пушкин)
Кто не может взять лаской, тот не может взять строгостью. (Антон Павлович Чехов)
Решение: зачитывается решение родительского собрания.
Благодарю вас за совместную работу!

Используемая литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы, «Вако» М.: 2004
Гражданкина Л.В., к.пед.н., доцент АКИПКРО, Зикратов В.В., к.пед.н., доцент АКИПКРО, Тарасова А.Ю., старший преподаватель АКИПКРО «Формирование жизнестойкости у школьников методические рекомендации для классного руководителя», Барнаул, 2014
Соболева Е.В., Шумакова О.А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519 (дата обращения: 19.11.2016).

Приложение 1
Не смотря ни на что, надо верить в хорошее,
Чтобы, в жизни у нас, не стряслось.
Пусть обижены мы, одиноки и брошены
И предательство встретить пришлось.
Говорят, что случается с нами, всё к лучшему,Хотя, это не сразу поймёшь,Потому, что обида и боль долго мучают,Возмущают нахальство и ложь.
Уважаемые родители, готовы ли ваши дети встречать трудности, противостоять им? Приглашаю вас разобраться в этом. Родительское собрание на тему «Формирование жизнестойкости обучающихся» состоится __________в кабинете ________

Приложение 2
Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
Прочитайте следующие утверждения и выберите  тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение. Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.
Тестовый материал (вопросы утверждения)
Я часто не уверен в собственных решениях.
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
Я постоянно занят, и мне это нравится.
Часто я предпочитаю «плыть по течению».
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
Иногда меня пугают мысли о будущем.
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
Я люблю знакомиться с новыми людьми.
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
Мне всегда есть чем заняться.
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.
Я часто сожалею о том, что уже сделано.
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.
Мне трудно сближаться с другими людьми.
Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
Мои мечты редко сбываются.
Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
Мне не хватает упорства закончить начатое.
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
Окружающие меня недооценивают.
Как правило, я работаю с удовольствием.
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
Я охотно берусь воплощать новые идеи.
Приложение 3
Опросник «Какой Вы родитель»?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 итого
абв абвабвабвабвабвабвабвабвабвабвабвабвМожете ли ВЫ?
А) Могу и всегда так поступаю
Б) Могу, но не всегда так поступаю
В) Не могу
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком
Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему
Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя
Поставить себя на место ребенка
Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)
Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в выгодном свете
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение
Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как захочет, и ни во что не вмешиваться
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка
Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть
Обработка данных и их интерпретация:
Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б – в 2 балла, ответ В – в 1 балл.
- от 0 до 7 баллов: низкий уровень родительской компетентности, отсутствие элементарных представлений о воспитании и развитии своего ребенка.
- от 8 до 14 баллов – низкий уровень родительской компетентности: у родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им не достает либо знаний, либо желания или стремления воспитать в ребенке личность, а возможно, и того и другого.
- от 15 до 30 баллов – средний уровень родительской компетентности: забота о ребенке для родителей – вопрос первостепенной важности. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Кроме того склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию.
- от 30 до 39 баллов - высокий уровень педагогической компетентности: ребенок – самая большая ценность в жизни родителей. Родители стремится не только понять, но и узнать его, проявляя высокий уровень родительской компетентности. Относятся к нему с уважением, придерживаясь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.
Приложение 4
Памятка для родителей
Заповеди разумного воспитанияНикогда не воспитывайте в плохом настроении.
Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех, похвалите и поддержите ребенка.
Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
Родителям на заметкуБлагоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
«Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).
Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).
Ободрять других (оптимистам жить легче).
Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).

Приложение 5