Родительское собрание на тему Формирование жизнестойкости (выступление)


Родительское собрание «Формирование жизнестойкости у подростков» (выступление).
Разработала Клещева Е. В.
МБОУ СОШ № 23
«Гений жизнетворчества – это тот, кто реализует собственные намерения с максимальной степенью эффективности. Он свою жизнь превращает в произведение искусства и сам превращается в автора» Э. Цветков  Цель: достижение более глубокого понимания стрессовых ситуация детей, путей совладания с ними; нахождение путей активного разрешения проблем. Ожидаемые результаты: У взрослых проявляются: • толерантное отношение к проблемам своих детей • умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации • компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей  Жизнестойкость  – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Постоянно усложняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляют все более высокие требования к способности человека преодолевать жизненные трудности.Многие трудные жизненные ситуации, зачастую оцениваются современным человеком как ситуации невозможности, имеют пагубные последствия, как для физического, так и для психологического здоровья. Они встречаются практически во всех сферах жизни, включая работу, учебу, семью, межличностные отношения. В силу этого возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращения их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать. Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются: учеба, непонимание со стороны родителей или сверстников, чувство одиночества. И всему этому есть причины, о к-х мы и поговорим сегодня.
Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей? Можно выделить 5 общих качеств:
1.   Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
2.   Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
3.   Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).
4.   Стремление  к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать  окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
5.   Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.
Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.
Американский исследователь Сальваторе Мадди в 1975 году начал исследование группы менеджеров, к-е попали в период перевода своей компании на конкурентную основу в ситуацию хаоса, неопределенности и сильного стресса. Результат показал, что две третьи участников исследования дали такие результаты : их здоровье ухудшалось, показатели успешности работы падали, отношения с близкими расстраивались. Были зафиксированы случаи повышенного артериального давления, мигреней, рака, депрессий, разводов, прогулов, агрессии, попыток суицида. Треть испытуемых под влиянием длительной неопределенной стрессовой ситуации, напротив, преуспевали. Они чувствовали себя здоровее, чем когда либо, укрепляли отношения с близкими, а в работе они выдвигали ценные идеи, работали лучше, эффективнее, а если и уходили из компании, то преуспевали в других местах, а порой открывали собственное дело.
Оказалось, что различия между "преуспевшими", названными жизнестойкими, и "пострадавшими", нежизнестойкими, заключались в наличии или отсутствии трех установок по отношению к стрессовым ситуациям, в особом отношении к окружающим людям.
Структура жизнестойкости
Жизнестойкие установки: вовлеченность
Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.
Жизнестойкие установки: контроль
Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспосмощность.
Жизнестойкие установки: принятие риска
Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы
Интервью, проведенные Мадди и коллегами с испытуемыми показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:
стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
ощущения предназначения в жизни.
воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;
Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:
недостаток поддержки, подбадривания близкими;
отсутствие чувства предназначенности;
недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых
Жизнестойость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное. Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:- Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.- Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.- Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства. - Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви. - Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.- Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.- Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.- Поощрение активности ребенка.- Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.- Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке - Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.- Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.- Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
Вот «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.
 
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…
 Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.              
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?»…
Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Не идите на компромиссы со своей совестью, даже если это ваш ребенок. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.
Если у Вас возникнут проблемы или Вам  нужна консультация, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам школ, ПМПК, а при необходимости и к специалистам ЦРБ. Вам и Вашим детям не откажут в помощи.
Помните, что рядом с Вами есть всегда люди, готовые Вам помочь!
И еще - прислушаемся к советам своих детей!
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,И лучше проводить меня, чем указать мне путь.Глаза умнее слуха –  поймут всё без труда.Слова порой запутаны, пример же – никогда.Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.И если все мне рассказать, я выучу урок.Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.Должно быть, можно верить и умным словесам,Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»
Притча Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей? – спросили спасатели. Третий путник им ответил: « Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» Так и мы с вами должны приложить все свои силы, потратить огромные усилия на профилактику стрессовых ситуаций и помощь в выборе оптимальной стратегии для разрешения проблемной ситуации. Упражнение «Чему Я научился» Вам предлагается сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая на собрании. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных ниже: Я научился... Я узнал, что…. Я нашел подтверждение тому, что... Я обнаружил, что... Я был удивлен тем, что… Мне нравится, что... Я был разочарован тем, что... Самым важным для меня было…