Технологическая карта видеоурока по окружающему миру на тему:Солнечная система


Автор: Чёрная О.С.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: урок-закрепление , 8 ноября 2016 г.
Технологическая карта изучения темы «Солнечная система»

Тема
Солнечная система.

Цели

Образовательные:
- закрепить знания о Солнечной системе, о её составе, о различии между планетой и звездой;
- развивать наблюдательность, внимание;
- продолжить формировать представления о возможных источниках информации, способах её поиска.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой работе.
Формировать УУД:
- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД);
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат
Предметные:
выявить отличительные особенности планет и звёзд;
формировать представления об естественном спутнике Земли;
развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия
Планета, звезда, астероид, комета, метеорит, модель «Солнечная система»

Межпредметные связи
Окружающий мир, изобразительное искусство

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

- Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир. 2 класс.
- дополнительный материал.
- таблица для каждого.
- слайд-презентация.


Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Подготовка к уроку
За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа получает задание и в течение недели находит ответ и выполняет мини-проект.
Цель задания: закрепить полученные знания и научиться самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Группа № 1:
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представьте, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не сталкиваются друг с другом.  Солнце удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе. Все планеты и большинство других объектов обращаются вокруг Солнца в одном направлении с вращением Солнца (против часовой стрелки). Бо
·льшая часть планет вращается вокруг своей оси в ту же сторону, что и обращается вокруг Солнца. Исключения составляют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], причём Уран вращается практически «лёжа на боку». По звёздной классификации Солнце  типичный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это название может ввести в заблуждение, так как по сравнению с большинством звёзд в нашей Галактике Солнце  довольно большая и яркая звезда.

Группа № 2:
Планеты земной группы
Четыре внутренние планеты  имеют малое количество (02) спутников, у них отсутствуют кольца.
Быстрый Меркурий. Самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы. Температура на этой планете достигает 480 градусов. Днем жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая, пустынная. Спутника нет.
Венера. Почти такого же размера, как и Земля. Атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Венера покрыта толстым слоем облаков, под которым стоит невыносимая жара. Спутника нет.
Земля – холодное небесное тело. Она находится от Солнца на расстоянии 150 млн. км и движется вокруг него и, одновременно, вокруг своей оси. Спутник Луна,  единственный большой спутник планет земной группы Солнечной системы.
Марс. Планета красного цвета. Его поверхность покрыта кратерами. На Марсе очень холодно, ночью температура опускается до минус 85 градусов. Два спутника (Деймос и Фобос).
Планеты-гиганты
Четыре планеты-гиганта, также называются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. У всех четырёх газовых гигантов имеются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], хотя только кольцевая система Сатурна легко наблюдается с Земли.
Юпитер. Самая большая планета. Она состоит из различных газов. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура достигает минус 135 градусов. У Юпитера 65 спутников.
Сатурн. Это большая газовая планета. Её кольцо состоит из камней и льда. Сатурн больше Земли в 9 раз. Температура планеты минус 170 градусов. У Сатурна 62 спутника.
Уран. Состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов. Обращается вокруг Солнца за 84 года. Уран имеет 27 открытых спутников.
Нептун. Самая маленькая из планет гигантов, но больше Земли в 4 раза. Обращается вокруг Солнца за 165 лет. Температура на планете минус 200 градусов. У Нептуна имеется 13 известных спутников.
Плутон. Самая маленькая планета, которая покрыта льдом. Меньше Земли в 4 раза. Температура на планете минус 230 градусов. Была открыта в 1930 году, а в 2006 году ей присвоено звание планета-карлик. Имеет 5 спутников.

Группа № 3:
Пояс астероидов
Астероиды – самые распространенные малые тела Солнечной системы. Пояс астероидов занимает орбиту между Марсом и Юпитером. Полагают, что это остатки формирования Солнечной системы, которые были не в состоянии объединиться в крупное тело. Размеры астероидов бывают от нескольких метров до сотен километров.
Кометы
Кометы  малые тела Солнечной системы, обычно размером всего в несколько километров, состоящие главным образом из летучих веществ (льдов). Когда комета входит во внутреннюю область Солнечной системы и приближается к Солнцу, её ледяная поверхность начинает испаряться, создавая  длинное облако из газа и пыли, часто видимое с Земли невооружённым глазом (хвост).
Метеорит
Метеорит  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происхождения, упавшее на поверхность крупного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Большинство найденных метеоритов имеют вес от нескольких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] до нескольких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Крупнейший из найденных метеоритов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вес которого, составлял около 60 тонн. Полагают, что в сутки на Землю падает 56 тонн метеоритов, или 2 тысячи тонны в год.




Технология проведения

Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тематические рамки.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на вопросы учителя.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.





Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.
Хором проговаривают дети.
Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, все загадки разгадать- надо много наблюдать. Только вместе, только дружно, Изучать природу нужно.
Добрый день, юные исследователи! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! А вы готовы работать? Тогда вперёд! Сегодня мы продолжим постигать тайны Космоса. А что же мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня? Отвечаем на вопросы:
Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос.)
Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
Какого цвета солнце? (Желтая)
Одежда для космонавтов. (Скафандр)
Газовая оболочка, окружающая  Землю. (Атмосфера)
На доске: (дети вставляют пропущенные слова)
“Звёзды – это (космические) тела. Солнце – это ближайшая к Земле (звезда). Солнце имеет форму (шара).Звёзды отличаются по , и ,(размеру, цвету, температуре)
Самые яркие звёзды , , .(Вега, Альтаир, Полярная)
Созвездия:, , . Вот, как много звёздочек я вижу (краткая характеристика уч-ся). Обращает взор в окно.
Когда то в давние времена учёный Николай Коперник.
(слайд 2)
с любопытством смотрел в звёздное небо и изучал его. Но самым большим его увлечением была астрономия (прикрепляю на доску) – наука о звёздах. (слайд 3)


Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Формулировка темы урока, постановка цели
(7 мин)

Цели:
-организовать формулировку темы урока детьми;
-организовать постановку цели урока детьми.
С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель.
Организует формулировку темы урока детьми.
Организовать постановку цели урока детьми.
Сегодня в нашем классе открывается научная станция. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами.
Отгадайте загадку:
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
(Планеты и Солнце)
Так, какая же тема нашего урока? (Солнечная система)
А вы хотели бы поучаствовать вместе со мной в работе этой станции. А кто изучает, планеты Солнечной системы?
На доске прикреплены слова (космонавт, астроном, исследователь,.)

Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.
Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть (астрономом). (прикрепляю на доску)
-Итак, кем мы будем?
А какая цель нашего урока? () раскрыть секреты планет Солнечной системы.

Знание названий и расположение планет в космосе (учащиеся собирают макет солнечной системы)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).



III. Изучение планет Солнечной системы.
Домашнее задание (15 мин)
Цель:
- организовать формирование знаний о солнечной системе; умение определять место положения планет на макетах солнечной системы.

Отвечают на вопросы по заданной теме и представляют свои мини-проекты.
Организует формирование знаний о солнечной системе.
-Для дальнейшего нашего разговора нам нужно дать следующим понятиям определения. Откройте учебник на с. 48. Дайте определения понятиям: планета, орбита, спутник.
Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

Каждый из вас уже ни раз побывал в роли маленького исследователя. И к этому уроку также готовились юные исследователи.
- Что изображено в учебнике? (Солнечная система)
Вы правы. Поговорим о Солнечной системе.
У каждого из вас лежит таблица, ,которую вы будете заполнять входе получения новых знаний.
- Почему солнечная Система, так называется?
Д.: (пара№1): Рассказ о Солнце и его роли в солнечной системе. (Солнечная система) (слайд 5)
Прикрепляю на доску слова: звезда, солнце, Солнечная система, планеты, Галактика.
- Какие планеты относятся к планетам земной группы? )(слайды 6,7,8,9)
- Какие планеты относятся к планетам - гигантам? (слайды 10,11,12,13)
Группа №2: Рассказ о планетах и их спутниках. Моделирование солнечной системы на доске.
Результатом нашей совместной деятельности стал макет «Солнечной системы», который представит Миша.

Знание названий планет, расположения в солнечной системе, отличие планет от звёзд и др. космические тела.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
(Регулятивные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).


Физминутка
(3 мин.)


Не зевай по сторонам,
Ты сегодня астронавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!



IV. Закрепление
(10 мин)
Цели:
- организовать закрепление знаний по теме «Солнечная система».













Электронная доска
Работают в группе и индивидуально.
Организует закрепление знаний по теме «Солнечная система». Организует групповую работу.






Выставка рисунков.
Повторим названия планет.
Работа в тетради. Стр.33 № 30, с. 35 № 33, 34.
Фронтальная проверка.

А сейчас объединитесь в группы ( слайды26,27)

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:
Умей выслушать товарища
Своё мнение должен высказать каждый
Закончив дело, помоги другу
Работать тихо, чтобы не мешать другим
Рабочее место содержи в порядке
Договоритесь, кто будет выступать

Каждой группе необходимо разгадать кроссворд.


Мир с точки зрения астронома. (Вселенная)
Естественное небесное тело, сопровождающее планету. (Спутник).
Раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло. (Звезда)
Наука о космических телах. (Астрономия)
Земля. (Планета)
Проверка.
Знать основные термины по теме Космос.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь работать по предложенному учителем плану
(Регулятивные УУД).

Самооценка и оценка


1 группа
2 группа
3 группа
Оцените свою работу на уроке.



V. Контролирующее задание (5 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Выполняют задание на индивидуальных досках.



Выполняют проверку и исправляют ошибки.





Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.


Организует фронтальную проверку.





У вас на столах у каждого лежит таблица которую вы заполняли.
1.Проверка таблиц. ( слайды 18-25 )


Название планеты
Группа планет
Спутники
Особенность
























































2.Соотнесите слова левого и правого столбиков. Соедините их линией.




Звезда
Марс Солнце

Планета
Луна Венера

Спутник
Полярная Земля


. Тест “Планеты Солнечной системы”
– Выбери верное высказывание:
1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .
а) 7;
б) 9;
в) 11

3. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Плутон;  б) Нептун;  в) Марс;  г) Сатурн.
4. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) есть, один;  б) нет;  в) есть, два.
6. Самая большая планета Солнечной системы
А)Юпитер
Б)Сатурн
В)Марс


Фронтальная проверка.


Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.





Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Дают самооценку.
Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Продолжите предложения:  - Я знаю
- Я умею
- Я могу
- Я узнаю 



- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (отлично), красный (опасность), жёлтый (что-то не понял).

Чувствуете ли вы, что стали умнее? Кто остался собой очень доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему?
– Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Выставление отметок.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание


Заполнить таблицу до конца. Стр. 48-49 в учебнике. В тетради с. 33-34 № 31,32. Чтобы выполнить данные задания чем вы можете воспользоваться или где вы сможете найти информацию по этим вопросам?

Работа с информацией.



Объект 1 13 0BWo‰¦Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ћд,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·c*Farge-LCDLCD a CoresFдrg-LCDVдri-LCDLCD-farveskжr
·
·r LCDЙcran LC
·
·
·ь LCDColor LCDKolor LCDLCD ColoridoLCD colo
·
·
·
·
·
·
·Цветно9РЖЭдиспле
·
·м LCDFarb-LCDKleuren-LCDLCD colori
·
·d Заголовок 415